Замена замка зажигания lada 21081 (ваз 21081)

Система зажигания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083

Описание конструкции

Датчик-распределитель 40.3706

Схема бесконтактной системы зажигания

Схема проверки датчика Холла на автомобиле

Система зажигания — бесконтактная. Состоит из датчика-распределителя, коммутатора, катушки зажигания, свечей, выключателя зажигания и проводов высокого и низкого напряжения. На часть автомобилей ранее устанавливали микропроцессорную систему управления двигателем (на основе контроллера «Электроника МС 2713-02» или «МС 4004»), часть автомобилей для экспорта оснащали системой снижения токсичности согласно нормам США 1983 г. Датчик-распределитель зажигания типа 40.3706 или 40.3706-01, четырехискровой, неэкранированный, с датчиком управляющих импульсов (Холла) и встроенными вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания. На двигателе -21081 устанавливался датчик-распределитель 40.3706-10 с иными характеристиками центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания, его крышка маркируется отличительной меткой красного цвета. Датчик-распределитель выполняет две основные функции: во-первых, задает момент искрообразования в зависимости от начальной его установки, числа оборотов коленчатого вала и нагрузки на двигатель, а во-вторых, распределяет импульсы высокого напряжения («искру») по цилиндрам в соответствии с порядком их работы. Для этого служит ротор (бегунок), надетый на валик датчика распределителя. Для того чтобы не ошибиться при сборке, бегунок и крышка устанавливаются на датчик-распределитель только в одном положении, так же как и его муфта — в прорезь на торце распределительного вала. В бегунке имеется помехоподавительный резистор сопротивлением 1 кОм. Проверить работоспособность датчика Холла можно, собрав схему, показанную ниже на рисунке. Медленно вращая валик датчика-распределителя зажигания, следим за показаниями вольтметра. Напряжение должно резко меняться от минимального (не более 0,4 В) до максимального (не более, чем на 3 В меньше напряжения питания). Если стальной экран с прорезями задевает за датчик (определяется по легкому заеданию или царапающему звуку при вращении валика, а также после частичной разборки датчика-распределителя), проверьте осевой люфт валика (не более 0,35 мм — регулируется подбором шайб) и посадку экрана на валике. При необходимости замените датчик-распределитель в сборе. Неисправный датчик Холла ремонту не подлежит и должен заменяться новым (за исключением обрыва проводов между самим датчиком и колодкой на корпусе датчика-распределителя). Грубо оценить исправность вакуумного регулятора можно непосредственно на автомобиле. На работающем двигателе отсоединяем от штуцера карбюратора вакуумный шланг, ведущий к регулятору. Если теперь создать в шланге разрежение (можно ртом), обороты двигателя должны возрасти, а при снятии разрежения — вновь должны снизиться. Разрежение должно сохраняться по крайней мере несколько секунд, если пережать шланг. Визуально в работоспособности вакуумного регулятора можно убедиться, частично разобрав датчик-распределитель (см. Снятие и разборка датчика-распределителя зажигания) и подавая разрежение к впускному штуцеру регулятора. При этом экран датчика-распределителя должен поворачиваться на угол 7±1°, а при снятии разрежения — без заедания возвращаться обратно. Точную проверку и настройку вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания производят на специальных стендах. В домашних условиях это делать не рекомендуется. При выходе из строя вакуумного регулятора его следует заменить, если неисправен центробежный — заменить датчик-распределитель. Коммутатор типа 3620.3734, или 76.3734, или RT1903, или PZE4022 размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания. Коммутатор проверяется осциллографом по специальной методике. В случае неисправности он неремонтопригоден, при подозрении на неисправность рекомендуется заменять. Запрещается отсоединять разъем коммутатора при включенном зажигании — это может вызвать его повреждение (равно как и других компонентов системы зажигания). Катушка зажигания — типа 3122.3705 — сухая, с замкнутым магнитопроводом, или типа 8352.12, 027.3705, 27.3705, 27.3707-01, АТЕ1721 — маслонаполненная, с разомкнутым магнитопроводом. Данные для проверки: сопротивление первичной обмотки при 25 °С — 0,43±0,04 Ом (3122.3705) или 0,42±0,05 Ом (8352.12), вторичной обмотки — 4,08±0,4 кОм (3122.3705) или 5±1 кОм (8352.12). Сопротивление изоляции на массу — не менее 50 МОм. Свечи зажигания — типа А17ДВР, или А17ДВРМ, или А17ДВРМ1, или их импортные аналоги (с помехоподавительными резисторами сопротивлением 4–10 кОм). Высоковольтные провода — с распределенным сопротивлением 2550±270 Ом/м.

Как исключение допускается кратковременная проверка системы зажигания «на искру», при этом контакт проверяемого высоковольтного провода должен быть надежно закреплен на расстоянии 5–10 мм от «массы» автомобиля. Запрещается удерживать провод руками или инструментом (даже с изолированными ручками). Выключатель зажигания типа 2108-3704005 или KZ813 с противоугонным запорным устройством, блокировкой против повторного включения стартера без предварительного выключения зажигания. При повороте ключа в положение «зажигание» подается напряжение на управляющий вход дополнительного реле типа 113.3747-10, которое, в свою очередь, подает напряжение на катушку зажигания и коммутатор. Таким образом, разгружаются контакты выключателя зажигания.

Электрооборудование

Статистика отказов в работе автомобиля показывает, что or 20 до 30 % неисправностей приходится на систему электрооборудования.

Исходя из этой статистики понятно, как важно уметь разбираться в электросистеме автомобиля, знать взаимосвязь электроцепей и оборудования, устройство узлов и приборов, их расположение и регулировку.

На автомобилях, как правило, применяется однопроводная схема включения приборов электрооборудования соединения с плюсом источников питания, а с минусом — через кузов автомобиля или массу. Такая схема соединения позволяет уменьшить число проводов, а присоединение минуса на массу уменьшить износ металлических деталей кузова от электрохимической коррозии.

На всех схемах, приводимых в инструкциях по эксплуатации автомобиля и справочниках, цвет соединительных проводов обозначается буквами, причем первая буква — цвет самого провода, а вторая — цвет полоски на проводе (если она имеется).

Так, буква «Б» обозначает белый цвет провода, «Г» — голубой, «Ж» желтый, «3» — зеленый, «К» — коричневый, «О» — оранжевый, «Р» — розовый, «С» — синий, «Ф» — фиолетовый, «Ч» — черный. Исключением является красный цвет (буква «К» уже занята для коричневого), ему присвоена буква «П» (пурпурный).

Для облегчения монтажа во время сборки автомобиля все провода объединены в жгуты, при этом на автомобилях последних моделей большинство жгутов — плоские.

С целью облегчения присоединения проводов к приборам и узлам, а также их взаимного соединения, применяются малогабаритные плоские штекерные наконечники и колодки. Штекерные колодки хорошо защищают соединения от воды и грязи, что способствует надежной работе систем электрооборудования.

Рис. 12. Регулировка системы холостого хода карбюратора «Озон»: 1,2 регулировочные винты; 3 — 6 — предохранительные втулки

Чтобы предохранить приборы электрооборудования от действия больших токов, возникающих в цепях при неисправности, в электросистеме автомобиля (правда, не во всех цепях) предусмотрены предохранители. Каждый плавкий предохранитель защищает определенный участок схемы электропроводка и рассчитан на определенный максимальный ток. Поэтому на предохранителе имеется обозначение, например 8А или 6А. На обозначение следует обращать пристальное внимание и не переставлять предохранители местами, а тем более не использовать самодельные. Вольность в обращении с предохранителями обходится автолюбителю очень дорого — стоимость целого узла, а то и самого автомобиля.

Если нет запасного предохранителя, то временно рекомендуют смастерить его из фольги от пачки сигарет или от обертки конфет. Такая фольга хороша тем, что сразу перегорает при коротком замыкании в цепи.

Чтобы определить, по какой причине перегорел, предохранитель, следует рассмотреть всю цепь, которую он защищает. Делают это так: смотрят цвет провода, подсоединенного к предохранителю, и определяют по электросхеме автомобиля, к каким узлам он идет, и в них ищут неисправность.

Плавкие предохранители можно восстановить с помощью медной проволоки, припаяв проводок к торцам предохранителя. При этом следует запомнить, что ори диаметре 0,18 мм провод перегорает при силе тока б А; 0,23 мм — 8 А; 0,26 мм — 10 А; 0,34 мм — 16 А; 0,36 мм — 20 A.

Рис. 13. Измерение уровня электролита; а — с помощью стеклянной трубки; б — с помощью груши; 1 — резиновая груша; 2 — носок, 3 — место пропила

Аккумуляторная батарея. На современных легковых автомобилях установлена аккумуляторная батарея 6-СТ-55, имеющая номинальную емкость 55 А. ч; буквы «СТ» указывают, что батарея стартерного типа. Срок службы батареи такого типа при своевременном и правильном уходе составляет от трех до пяти лет. Однако известны случаи выхода из строя аккумуляторной батареи в течение одного года. Обычно это связано с пренебрежительным отношением к правилам ее эксплуатации.

Большая часть неисправностей батареи вызывается загрязнением крышки и мастики — пыль и грязь впитывает электролит, который замыкает выводы аккумуляторов, и батарея разряжается. Для сохранения аккумуляторной батареи прежде всего необходимо поддерживать в чистоте крышку и мастику, для чего раз в месяц или после интенсивной поездки следует очищать их от пыли, грязи и электролита. Для удаления последнего применяют нейтрализующие составы: 10 %-ный водный раствор нашатырного спирта или соды.

Проверяет и при необходимости прочищают вентиляционные отверстия в пробках.

Для безотказной службы аккумуляторной батареи имеет большое значение поддержание оптимальных уровня и плотности электролита. Проверку следует проводить каждые 10 тыс. км пробега автомобиля,

Уровень электролита должен быть на 10 — 15 мм выше предохранительного щитка, который сверху закрывает пластины аккумулятора. Измеряют уровень электролита стеклянной трубочкой диаметром 3 — 5 мм, пластмассовым или деревянным стержнем (рис. 13). Некоторые автолюбители для установки уровня применяют обычную резиновую грушу с наконечником, имеющим пропил 10 — 15 мм от конца. При использовании такой груши необходимо электролит или дистиллированную воду долить несколько выше нормы, затем, сжав грушу, опустить ее вертикально в банку аккумулятора и отбирать лишнюю жидкость (уровень оставшейся жидкости определится положением высшей точки пропила).

При понижении уровня электролита на работающем автомобиле доливают только дистиллированную воду и подзаряжают батарею в течение 10 — 15 мин. Доливку воды производят при работающем двигателе.

Исследования показали, что добавление в электролит растворов некоторых органических солей замедляет коррозию. Препарат «Импульс» продлевает срок службы аккумулятора до 25 %. «Импульс» вводят в аккумуляторную батарею один раз через 1 — 2 месяца после начала эксплуатации батареи. Следует знать, что в аккумулятор, прослуживший более двух лет, вводить препарат бессмысленно.

Плотность электролита в полностью заряженной батарее должна составлять 1,26 — 1,28 г/см3 при температуре 4-15 °C.

Плотность электролита в проверяемых аккумуляторах батареи ве должна отличаться более чем на 0,01 г/см3. В противном случае необходимо произвести корректировку плотности электролита доливкой в каждый аккумулятор батареи воды или (если плотность будет ниже нормы электролита плотностью 1,40 г/см3. предварительно отобрав с помощью груши нужное количество электролита. После доливки в аккумуляторы воды или электролита нужно произвести зарядку батареи в течение 25 — 30 мин для полного перемешивания электролита и снова замерить плотность.

По плотности электролита можно судить о степени разряженности аккумуляторов, следует знать, что снижение плотности на 0,01 г/см3 соответствует разряду аккумулятора на 6 %. Батареи, разряженные более чем на 25 %, рекомендуют снять с автомобиля и произвести зарядку в стационарных условиях.

При эксплуатации аккумуляторной батареи следует особенно внимательно следить за состоянием зажимов проводов на выводах батареи. Со временем их контактирующие поверхности покрываются слоем окислов, препятствующих прохождению тока, в результате чего происходит недозаряд аккумуляторов. Обычно зачистку мест присоединения производят наждачной бумагой, при сильном окислении — шабером или ножом.

Среди полезных советов автолюбителям есть несколько вариантов защиты выводов батареи аккумуляторов от окисления, я какой выберет вариант тот или иной автолюбитель, зависит от его симпатий и знаний. Например, на выводы батареи надевают кольца из фетра и пропитывают их моторным маслом, надевают зажимы на выводы и покрывают их мебельным лаком или смазывают тонким слоем технического вазелина (ВТВ-1).

Зачастую автолюбитель, ставя автомобиль на прикол, снимает аккумуляторную батарею и хранит ее отдельно. В одном из вариантов батарею хранят при отрицательных температурах (при меньших температурах батарея меньше разряжается). При этом раз в три месяца измеряют плотность электролита, и если она понизилась от первоначальной более чем на 0,04 г/см3, то батарею ставят на зарядку.

Более удобен другой способ хранения, основное достояние которого быстрота приведения батареи в рабочее состояние. Снятый с автомобиля аккумулятор полностью заряжают, а затем два раза промывают дистиллированной водой, каждый раз оставляя ее в аккумуляторе по 1C — 15 мин. Затем в аккумуляторную батарею заливают раствор борной кислоты (в 3.8 л дистиллированной воды растворяют 200 г борной кислоты), закрывают пробки и хранят батарею при плюсовой температуре. Реконсервация батареи проста выливают раствор борной кислоты и заливают электролит плотностью 1,38 1.40 г/см3 (для средней климатической зоны) или 1,33 — 1,35 г/см3 (для южной зоны).

После заливки электролита в расконсервированную батарею следует ее выдержать 20 — 30 мин, а уже затем подключать к бортовой сети. Если во время работы на автомобиле плотность электролита долго но приходит к норме, то следует добавить дистиллированной волы. И последнее, иногда автолюбитель может перепутать полярность зарядного устройства и произвести «подзарядку» батареи. Отчаиваться не следует, в этом случае рекомендуют неправильно заряженную батарею разрядить номинальным током, а затем произвести правильное подключение к зарядному устройству и вновь зарядить.

Генератор. На автомобилях, выпускаемых в настоящее время, устанавливают генераторы переменного тока. Однако примерно 20 % автомобилей, находящихся в эксплуатации у автолюбителей, оснащено генераторами постоянного тока.

Переход на преимущественное применение генераторов переменного тока объясняется простотой их конструкции, меньшими габаритами и массой. Одним из существенных достоинств генераторов переменного тока является возможность подзарядки аккумуляторной батареи при меньшей частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Для проверки генератора постоянного тока без снятия его с автомобиля можно воспользоваться советами бывалых автолюбителей. Для этого при работающем на средних оборотах двигателе один провод лампы подсоединяют к выводу Я генератора, второй закорачивают на массу и параллельно ей подключают вольтметр — лампа должна гореть, а вольтметр показывать 13.5 15 В. Если показания вольтметра будут меньше указанных значений, то проводником соединяют выводы Я и Ш на 1 — 2 с. Если при этом напряжение увеличится, то неисправно реле-регулятор. Генератор исправлен, если при замкнутых выводах генератора Я и Ш амперметр показывает увеличение зарядного тока, а при замыкании выводов возникает искрение.

Загрязненный коллектор генератора зачищают мелкой шкуркой зернистостью 80 или 100, затем обдувают сжатым воздухом и протирают бензином. Если износ щеток велик, то их заменяют на новые с обязательной притиркой к коллектору.

Генераторы переменного тока можно проверить в домашних условиях несколькими способами. Самый простой способ проверки — это контроль за показанием амперметра или вольтметра. Если включить головные фары и другие потребители электроэнергии при работающем на средних оборотах двигателе, то амперметр должен показывать уменьшение зарядного тока по мере восстановления заряда аккумуляторной батареи. Если зарядка отсутствует, то подключают к выводам каждых двух фаз (на автомобилях применяют трехфазные синхронные генераторы с электромагнитным возбуждением) 12-вольтовую лампу и ей параллельно вольтметр. При исправном генераторе лампа светится полным накалом, а напряжение на зажимах фаз равно 12 — 17 В. Если напряжение окажется меньше указанного, нужно замкнуть проводником на 1 — 2 с вывод «+» ВЗ или В (в зависимости от типа реле-регулятора) с выводом Ш реле-регулятора. Если амперметр не покажет зарядного тока и не будет видно искрение при замыкании выводов, то неисправен либо генератор, либо выпрямители.

Если амперметр не показывает зарядки и не ясно, в чем причина отказа, то следует генератор снять с автомобиля и проверить его исправность поэлементно.

Для проверки контакта между щетками и кольцами ротора снимают щеткодержатель со щетками, протирают корпус и щетки тряпочкой, смоченной бензином. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях. Далее определяют усилие, с которым пружина прижимает щетку к коллектору. Усилие можно замерить с помощью стрелочных весов или динамометра. Загрязненные контактные кольца ротора зачищают шлифовальной шкуркой и протирают бензином. В случае обнаружении повышенного износа колеи ротора генератора их протачивают на станке, а, затем шлифуют.

Рис. 14. Проверка обмотки возбуждения ротора: а — на обрыв; б — на замыкание с корпусом

При проведении такого ремонта следует проверить обмотку возбуждения. Проверку обмотки возбуждения на обрыв можно произвести с помощью лампы накаливания, которую подключают к источнику тока через контактные кольца ротора (рис. 14, а). Если лампа при подсоединении горит — обмотка в порядке (следует только проверить, пе замыкает ли она на корпус ротора); не горит следует искать место обрыва и произвести пайку мягким припоем, но без применения кислоты. Наиболее вероятен обрыв у мест подпайки концов к контактным кольцам ротора.

Чаще всего концы обмотки, подпаянные к кольцам ротора, замыкаются на его корпус, вследствие чего ток по обмотке не проходит и генератор не возбуждается.

Замыкание обмотки возбуждения на корпус ротора рекомендуют определять бытовой лампой на 220 В (рис. 14, б). Один провод подсоединяют к контактному кольцу, а второй — к корпусу, если при этом лампа будет гореть — ищите место замыкания.

Несколько сложнее определить межвитковое замыкание в катушке обмотки возбуждения. Для проведения такой работы необходимо иметь либо омметр, либо амперметр и вольтметр. Подсоединив к кольцам ротора вольтметр и амперметр, как показано на рис. 15, измеряют силу тока и подаваемое напряжение, затем определяют сопротивление обмотки возбуждения, поделив показания вольтметра на показания амперметра, и сравнивают с паспортными данными (сопротивление ориентировочно колеблется от 2,5 до 4,5 Ом). Если сопротивление окажется меньше, то обмотку перематывают или изменяют.

Часто на практике проверку обмотки возбуждения на межвитковое замыкание проводят метолом сравнения. Замеряют силу тока и в заведомо исправном роторе и в испытуемом. Если сила тока в первом и втором случае одинакова — межвиткового замыкания нет.

Затем производят проверку цепей обмотки статора. Следует знать, что при обрыве одной фазы в обмотке статора сопротивление в двух остальных возрастает и снижается мощность генератора, а это ведет к недозаряду аккумуляторной батареи. В случае обрыва в обмотке двух фаз генератор не работает. Проверка обмоток статора на обрыв производится поочередным включением лампы мощностью 1 — 3 Вт и напряжением 12 В к концам двух выводов статора. Если в обмотке имеется обрыв, лампа гореть не будет.

Замыкание обмотки на корпус можно определить с помощью лампы 220 В путем подключения ее на корпус и вывод обмотки статора. Если лампа при подключении загорится, то это указывает на замыкание обмотки статора на корпус, в таком случае необходима либо перемотка, либо замена статора.

Межвитковое замыкание в катушках обмотки статора можно определить аналогично проверке межвиткового замыкания в катушке обмотки возбуждения ротора. Сопротивление всех фаз должно быть одинаково.

Рис. 15. Определение сопротивления обмотки возбуждения с помощью амперметра и вольтметра

Одной из причин выхода из строя генератора может быть пробой диодов выпрямителя, обрыв внутренней цепи диода. Пробой диода происходит, как правило, при перегреве током большой силы, при повышении напряжения генератора, а также при отключении аккумуляторной батареи во время работы двигателя, а следовательно, и генератора. Во всех инструкциях по эксплуатации автомобиля записано, что отключать аккумуляторную батарею (если сеть оборудована генератором переменного тока) нельзя. Пробой одного или нескольких диодов одной плюсовой или минусовой шины приводит к снижению зарядного тока. Пробой диодов одновременно в плюсовой и минусовой шинах замыкает батарею на генератор, и ток в зарядной цепи резко возрастает, что приводит к выгоранию внутренней цепи диода, то ость обрыву фазы.

Проверка диодов на пробой и обрыв внутренней цепи производится с помощью лампы мощностью 1 — 5 Вт, напряжением 12 В и аккумуляторной батареи. Исправный диод пропускает ток только в одном направлении, неисправный может вообще не пропускать ток (обрыв цепи) пли пропускать в обоих направлениях (короткое замыкание). И хотя в инструкциях рекомендуется замена блока полностью, автолюбитель имеет возможность найти неисправный диод и заменить его, не прибегая к автосервису, если, конечно, имеется диод ВА-20.

При подключении лампы поочередно к диодам (рис. 16) в прямом и обратном направлениях легко найти неисправный и заменить его. Для замены отпаивают выводы поврежденного диода и аккуратно извлекают его из держателя, не допуская резких ударов по выпрямительному блоку. Затем зачищают место установки диода, обезжиривают контакты и припаивают новый диод. После припайки диода в схему его приклеивают эпоксидной смолой к держателю и устанавливают выпрямительный блок на корпус генератора.

На автомобилях Волжского автомобильного завода применяют генераторы Г-221 и более мощный Г-222 (комплектуют автомобили ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107). Генераторы взаимозаменяемы по габаритным размерам, местам крепления однако устанавливать на автомобиль, оснащенный генератором Г-222, генератор Г-221 нельзя, так как он не обеспечит необходимой мощности.

При замене генератора Г-221 на Г-222 следует:

снять с автомобиля реле-регулятор РР-380, так как на генераторе Г-222 реле уже установлено заводом-изготовителем;

обеспечить хороший контакт, а также хорошую изоляцию проводов, идущих к штекерам 67 и 15 регулятора напряжения.

Регулятор напряжения. Работа всей электросистемы автомобиля зависит от технического состояния реле-регулятора, его правильной и своевременной регулировки. Следует знать, что контактные регуляторы изменяют свои характеристики и требуют своевременного обслуживания, а электронные бесконтактные регуляторы, хотя и работают более надежно, требуют особой осторожности в обращении и грамотной эксплуатации.

Автомобили, оснащенные генераторами постоянного тока, комплектовались реле-регуляторами РР-24, которые состоят из регулятора напряжения, ограничителя тока и реле обратного тока.

Подрегулировка реле-регулятора производится в том случае, если обнаружен перезаряд или недозаряд аккумуляторной батареи. Самая простая проверка работы реле-регулятора производится с помощью соединений между собой на 1 — 2 с выводов Б и Я пли Я и Ш. Для осуществления проверки между клеммой Б и положительным выводом аккумуляторной батареи включают контрольный амперметр. Если амперметр покажет зарядный ток только при смыкании выводов Б и Я реле-регулятора, то неисправно реле обратного тока. Если же амперметр покажет зарядный ток только при смыкании выводов Я и Ш реле-регулятора, то неисправен регулятор напряжения. Проводить эту работу нужно при включенных головных фарах и всех электроприборах, поддерживая среднюю частоту вращения коленчатого вала двигателя.

При максимальной частоте вращения вала генератора и силе тока, равной половине номинальной, напряжение генератора должно быть в пределах 13,5 15 В.

Рис. 16. Проверка диода включением в сеть: а — правильной полярностью; б — обратной полярностью

Ограничитель тока проверяют по силе тока, отдаваемого генератором. Если сила (1) тока больше номинальной, то необходимо ослабить натяжение пружины ограничителя тока, отгибая рычажок пружины вверх.

Реле обратного тока проверяют с помощью вольтметра, подсоединенного к выводам Я и М реле-регулятора. Плавно повышая частоту вращения коленчатого вала двигателя, а следовательно, и якоря генератора, определяют напряжение, при котором происходит замыкание контактов реле. Если контакты замыкаются при повышенном напряжении, то следует уменьшить натяжение пружины якорька реле, отгибая рычажок пружины вверх.

Следует знать, что воздушный зазор между сердечником и якорьком в регуляторе напряжения и ограничителя тока можно изменять путем перемещения стойки неподвижного контакта.

Окисленные контакты зачищают мелкой шлифовальной шкуркой, а затем протирают капроновой тканью, смоченной спиртом или очищенным бензином.

Автомобили, оснащенные генераторами переменного тока Г-221, как правило, укомплектованы реле-регулятором РР-380 и реле контроля заряда аккумуляторной батареи РО-702, к которому подключают контрольную лампу; свечение лампы указывает на заряд батареи.

Проверку и регулировку реле РР-380 осуществляют по необходимости. Первоначально зачищают контакты реле, а затем проверяют и при надобности регулируют зазоры между якорьком и сердечником катушки (1,4 +- +-0,7 мм), а также между нижними контактами (0,45+-0,1 мм).

Регулировка зазора между якорьком (рис. 17, а) и сердечником катушки осуществляется отверткой после ослабления гайки 4 перемещением стойки 3 вверх или вниз. Зазор между нижними контакта-м и (рис. 17, б) регулируют смещением отверткой держателя нижнего контакта. Для увеличения напряжения увеличивают зазор между якорьком и сердечником, для уменьшения — наоборот, сохраняя при этом зазор в указанных пределах для нижних контактов. Повысить напряжение можно и с помощью пружины, увеличивая его натяжение. Поэтому регулировку необходимо производить и пружиной, и зазорами (грубо зазорами, тонко — пружиной).

Следует знать, что не всегда эта регулировка приводит к положительному результату с первого раза, поэтому следует набраться терпения и проводить эти операции до тех пор, пока не удастся достигнуть необходимого результата.

Вначале регулируют натяжение пружины при нагрузке 10 Л. Затем проверяют напряжение при нагрузке 30 А. Напряжение должно быть в пределах 14,4+-0,3 В. При этом нижний предел дан для нагрузки 30 А, то есть когда включены все потребители.

Основным источником информации об исправном состоянии системы энергоснабжения на автомобилях ВАЗ-2101, -2103, -2105 и -2121, а также и их модификаций служит контрольная лампа зарядки аккумуляторной батареи, подключенная к реле РС-702. Если появилась необходимость произвести проверку исправности цепи контроля заряда батареи (контрольная лампа не включается при включении зажигания) или в случае, когда контрольная лампа все время горит, следует:

вынуть щиток приборов панели, для чего отжать пружинный фиксатор и надавить на щиток изнутри. Отвернуть два винта крепления блока предохранителей и заменить лампу, установить щиток на место;

отрегулировать реле контрольной лампы.

Рис. 17. Регулировка зазора между якорьком и сердечником (а) и зазора между нижними контактами (б) регулятора напряжения РР — 380: 1 — якорек; 2 — сердечник катушки; 3 — подвижная стойка; 4 — гайка крепления стойки; 5 нижний контакт

При неработающем двигателе и включенном зажигании контрольная лампа должна светиться. Она питается от аккумуляторной батареи через замкнутые контакты реле РС-702. Ток в обмотку реле от аккумуляторной батареи проходить не будет, «гак как этому препятствует выпрямитель генератора. Если контрольная лампа горит при работающем двигателе, то одной из причин может быть короткое замыкание диодов выпрямителя генератора. Это проверить очень просто, достаточно выключить зажигание и снять провод с клеммы аккумулятора. Если диод пробит, в момент отсоединения провода с клеммы будет слышен щелчок в реле РС-702. Такой же щелчок будет слышен и в момент подключения. О том, как проверить неисправный диод, было рассказано выше.

Если же все «исправно, а контрольная лампа сигнализирует о непорядке в системе электропитания, то необходимо отрегулировать само реле РС-702, иногда приходится-и — заменить его.

Для регулировки момента размыкания контактов реле РС-702 необходимо аккуратно развальцевать крышку корпуса реле, снять ее, зачистить контакты реле шкуркой, продуть сжатым воздухом и произвести подсоединение реле. Затем следует подключить напряжение и, плавно меняя его реостатом, довести до 5 — 5,7 В. Если контакты размыкаются при напряжении более 5,7 В, ю надо уменьшить зазор между якорьком и сердечником подгибанием вниз верхней части стойки неподвижного контакта. В случае размыкания контактов при напряжении менее 5 В увеличить зазор.

На автомобилях, выпускаемых Московским автозаводом, устанавливаются генератор Г-250 и реле-регулятор РР-362.

Контактно-резисторный реле-регулятор РР-362 состоит из двух устройств: контактно-транзисторного регулятора напряжения и устройства для защиты транзистора от коротких замыканий в цепи обмотки возбуждения.

Когда зарядная цепь исправна, то сразу после пуска двигателя стартером стрелка амперметра должна отклониться в сторону «-f» и постепенно вернуться к отметке 0.

Если при работе двигателя стрелка амперметра показывает разряд, то прежде всего необходимо проверить натяжение ремня привода вентилятора и генератора. Случаи отсутствия заряда из-за пробуксовки ремня привода вентилятора — явление весьма частое. Если ремень натянут нормально, то при работающем двигателе с частотой вращения коленчатого вала немного больше, чем минимальная частота вращения вала в режиме холостого хода, и при всех отключенных потребителях рекомендуют перемкнуть выводы ВЗ и Ш коротким отрезком провода на 1 — 2 с. Если при этом не произойдет «броска» зарядного тока (стрелка амперметра должна резко отклониться) и не будет искрения в местах подсоединения проводника, неисправности следует искать в генераторе и устранять их, как было указано ранее.

Сильное искрение при замыкании выводов ВЗ и Ш указывает на короткое замыкание цепи обмотки возбуждения генератора, из-за чего и сработало реле защиты в реле-регуляторе РР-362 О методах устранения короткого замыкания цепи обмотки возбуждения было рассказано ранее.

В том случае, когда амперметр показывает «бросок» зарядного тока, неисправность нужно устранять в реле-регуляторе.

При самопроизвольном срабатывании реле защиты (оно определяется визуально, если снять крышку реле-регулятора РР-362), неисправность легко устраняется натяжением пружины реле защиты. Контакты реле защиты должны замыкаться при напряжении 6,5 — 7,5 В. Проконтролировать момент замыкания можно с помощью аккумуляторной батареи: клемму ВЗ подсоединить к плюсовому выводу батареи, а клемму Ш подключить вначале на выводы трех (6 В), а затем четырех (8 В) аккумуляторов батареи (контакты должны замыкаться при напряжении 8 В и не должны срабатывать при напряжении 6 В). При этом в контактах реле защиты должен быть выдержан зазор 0,7 — 0,8 мм, который регулируется подгибанием ограничителя хода якорька (рис. 18).

Случается, что амперметр длительное время показывает большой зарядный ток (более 10 Л). Одна из причин такой неисправности — разряженность аккумуляторной батареи. Если же батарея исправна, то необходимо ослабить пружину регулятора напряжения, для чего необходимо нижний кронштейн держателя пружины подогнуть вверх. Если же при этом сила зарядного тока не изменится, то скорее всего пробит транзистор. Для проверки транзистора следует остановить двигатель, повторно включить зажигание и подсоединить лампочку (1 — 5 Вт, 12 В) к выводу Ш и массе реле-регулятора, затем, нажимая пальцем поочередно на якорьки реле напряжения и защиты, замкнуть контакты. При исправном транзисторе лампочка гаснет. Если этого не произойдет, значит, транзистор пробит и требуется его замена на новый.

Рис. 18. Регулировка зазора между контактами реле защиты РР-362

Автомобили Запорожского завода оснащены генератором Г-502-А и реле-регулятором РР-310-В. Нахождение и исправление неисправностей генератора следует производить по тем же рекомендациям, что были описаны для генераторов переменного тока автомобилей ВАЗ. Проверку и регулировку р с реле-регулятора РР-310-Г можно производить на автомобиле. Не рекомендуют смотреть реле-регулятор в нагретом состоянии сразу после остановки двигателя. Для проверки подключают вольтметр к выводам «+» и М на колодке генератора, запускают двигатель и устанавливают частоту вращения ротора 4000–4500 об/мин. Отсоединяют минусовый провод аккумуляторной батареи, включают потребители тока, соответствующие нагрузке 10 А (фары головного света), и проверяют напряжение (оно должно быть 13,8 — 14,8 В). Если напряжение не соответствует указанным значениям, то необходимо произвести установку зазора между якорьком и сердечником до 1,2 — 1,4 мм. Зазор можно регулировать перемещением неподвижного контакта, закрепленного к стойке двумя винтами. Более тонкую регулировку реле-регулятора осуществляют изменением натяжения пружины якорька с помощью подгибки кронштейна крепления пружины, имеющегося на реле-регуляторе.

На современных автомобилях вместо реле-регулятора устанавливают генераторы с интегральным регулятором (реле) напряжения, представляющим собой неразборное устройство.

Работоспособность интегрального реле напряжения можно проверить с помощью лампы мощностью 1 — 5 Вт и двух аккумуляторных батарей. Для проверки работоспособности реле его необходимо снять с генератора вместе со щеткодержателем, так как при этом можно сразу определить обрывы выводов щеток и плохой контакт между выводами регулятора и щеткодержателя. Между щетками включают лам-их, к выводам В и Ш к массе подсоединяют батарею (вначале 12 В, а затем 16 В). Если реле исправно, то в первом случае лампа будет гореть, во втором — нет. Если лампа горит в обоих случаях, реле меняют, если нет, то ищут обрыв.

Стартер. Двигатель начинает самостоятельно работать, если его коленчатый вал вращается с пусковой частотой (60 — 120 об/мин), при которой обеспечивается смесеобразование воздуха и топлива для воспламенения и сгорания.

На современных автомобилях применяют стартеры с электромагнитным включением и дистанционным управлением (рис. 19).

Принцип работы стартера заключается в том, что при замыкании контактов 1 по обмотке 2 электромагнита тягового реле протекает ток и якорь электромагнита втягивается, а соединенный с ним рычаг 6 перемещает шестерню 7. Одновременно якорь давит на пластину 4, которая в момент ввода шестерни в зацепление с венцом маховика, замыкая контакты 3. Ток через замкнутые контакты 3 поступает в обмотку 8 электродвигателя, и якорь начинает вращаться.

После выпуска двигателя водитель выключателем контактов 1 разрывает цепь обмотки 2 и под действием пружины 5 размыкаются контакты 3 (пластина 4 отходит в исходное положение), а рычаг 6 возвращает шестерню 7 назад. На автомобилях ВАЗ (кроме 2108, 2109) устанавливаются стартеры СТ-221, выполненные по указанной схеме.

Если стартер отказывается работать, то на это имеются существенные причины, в большинстве своем не зависящие от самого стартера.

Рис. 19. Схема включения стартера: 1 — контакты; 2 — тяговое реле; 3 контакты реле; 4 — пластина; 5 — пружина, 6 — рычаг; 7 — шестерня; 8 обмотка

Так, может случиться, что при повороте ключа в замке зажигания якорь стартера не вращается и тяговое реле не срабатывает. Неисправность может возникнуть из-за окисления наконечников проводов или неплотного крепления их на клеммах аккумуляторной батареи, из-за тягового реле стартера, разряженности батареи или низкой температуры электролита в аккумуляторной батарее. Зачастую такая неисправность возникает из-за отказа замка зажигания (не замыкается цепь между штекерами 30 и 50) или отсоединения штекера 50 тягового реле или замка зажигания. Хуже, если произошло межвитковое замыкание в обмотке тягового реле или замыкание на массу. Придется снимать реле, а сделать это сложно из-за помех со стороны приемной трубы глушителя, гофрированного шланга воздухоочистителя да и экрана самого стартера. Необходимо отвернуть гайку с нижнего контакта тягового реле и отсоединить вывод обмотки стартера. Затем отвернуть гайки крепления тягового реле.

Прежде всего следует обратить внимание на состояние поверхностей контактных диска и болтов, так как из-за сильного искрообразования в момент разрыва тока при выключении электрической цепи происходит подгорание и окисление контактных поверхностей. Прежде чем разбирать тяговое реле, рекомендуют к штекеру 50 припаять проводок длиной 100 — 150 мм, чтобы во время сборки он помог поставить штекер на место. Окисленные и обгоревшие поверхности торцов головок контактных болтов и диска (или контактной пластины) зачищают надфилем или шлифовальными шкурками. При сильном износе головок болтов, диска или пластины их поворачивают на 180° вокруг оси, а пластину или диск переворачивают другой стороной.

Обрыв обмоток тягового реле обычно происходит в местах пайки концов обмоток. В случае обрыва втягивающей обмотки тяговое реле не будет срабатывать. При обрыве удерживающей обмотки втягивающая обмотка обеспечивает включение цепи стартера, но в момент замыкания контактного диска с торцами болтовых клемм эта обмотка закорачивается и тока в ней не будет. В результате возвратная пружина выведет шестерню из зацепления с маховиком, а пружина отключит контактный диск от болтов. В результате повторяющихся включений и выключений слышны характерные частые удары, напоминающие пулеметную очередь.

Обрыв обмоток определяют, подключая их к аккумуляторной батарее. При проверке обмоток тягового реле от него отсоединяют клемму провода электродвигателя. При исправной обмотке якорь резко втягивается в реле (рис. 20). Для проверки удерживающей обмотки стартера СТ-М7-А (устанавливается на автомобили АЗЛК) один провод от батареи подключают к корпусу, а другой — к клемме реле. При исправном состоянии якорь будет мягко втягиваться в реле.

Другой причиной, вызывающей отказ работы стартера, может быть обрыв или межвитковое замыкание в обмотках якоря или стартера (о методах проверки и ремонта говорилось ранее).

Если после отключения стартера замком зажигания стартер не выключается, то это чаще всего из-за замка зажигания, где штекеры — 30 и 50 не размыкаются.

Рис. 20. Проверка исправности втягивающей обмотки тягового реле стартера СТ-117: а — прямой полярностью; б — обратной полярностью на корпус

Проверить выключатель замка зажигания можно с помощью контрольной лампы (1 — 5 Вт, 12 В). Для этого от тягового реле стартера отсоединяют клеммный провод зажима 50 и подсоединяют его к лампе, а второй провод лампы закорачивают на массу. Поворачивают ключ замка зажигания в положение «стартер», и если при этом контрольная лампа загорится, значит замок зажигания исправен, если нет, го необходимо снять нижний декоративный кожух рулевой колонки и, убрав с контактной части замка зажигания провод со штекера 50, подсоединить контрольную лампу к штекеру 50 замка и к массе. Следует опять включить замок зажигания, чтобы убедиться в неисправности замка, а не в повреждении провода, идущего от замка к тяговому реле. Если напряжение не подается на клемму 50, то провод можно подсоединить к клемме 16.

Иногда причина неисправности заключается в окислении контакте в, и тогда их достаточно зачистить шлифовальной шкуркой и продуть сжатым воздухом. Если же контакты сильно обгорели, то необходимо заменить всю контактную пластину.

Если якорь стартера вращается, а коленчатый вал не проворачивается, то это скорее всего вышла из строя муфта свободного хода привода стартера. В этом случае стараются заменить привод стартера. Однако можно и попробовать произвести ремонт муфты свободного хода, правда, при этом придется разобрать стартер, снять муфту холостого хода с вала якоря, разобрать ее, разогнув завальцованный край обоймы. Обычно ролики, которые должны свободно перемещаться по выемкам, «зависают» в пазах из-за неровностей их поверхностей. При помощи шлифовальной шкурки ролики необходимо заполировать, смазать моторным маслом и собрать муфту, она надежно будет служить еще долгое время. Для того чтобы завальцевать края обоймы, на ней делают 10 — 12 треугольных вырезов и образовавшиеся зубцы загибают.

После сборки стартера СТ-221 необходимо проверить расстояние между торцом шестерни, привода и фланцем (рис. 21), а для стартера СТ-117-А отрегулировать исходное положение шестерни, как показано на рис. 22.

Во избежание вымывания смазки из подшипников не допускается промывка крышек стартера керосином или бензином!

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть