Замена тормозного цилиндра lada 2108 (ваз 2108)

Эффективность работы тормозов автомобиля зависит от состояния всех ее элементов, и при любых признаках неисправностей в тормозной системе нужно производить ремонт.

Замена главного и рабочего тормозного цилиндра на автомобилях ВАЗ

Устройство тормозной системы ВАЗ

Тормозная система автомобилей тольяттинского производства устроена достаточно просто, ТС состоит из следующих основных деталей:

  • педали, нажатием на которую достигается торможение;
  • главного тормозного цилиндра (ГТЦ), он передает усилие нажатия педали через гидравлику рабочим цилиндрикм, соответственно, и колесам. ГТЦ ВАЗ – двухконтурный, контуры разделены для передачи давления жидкости на передние и задние колеса;
  • вакуумного усилителя, облегчающего усилие нажатия педали;
  • трубок, которые соединяют между собой элементы ТС;
  • рабочих тормозных цилиндров (РТЦ);
  • колодок (барабанов) и дисков;
  • распределителя (регулятора давления) тормозов.

При нажатии на педаль тормоза поршень в ГТЦ сжимает тормозную жидкость и передает ее давление к РТЦ. Поршни рабочих цилиндриков под воздействием гидравлики разжимаются, придвигая колодки к дискам или барабанам. Движение колес замедляется, и таким образом происходит торможение автомобиля.

Неисправности, происходящие в тормозах

Периодически в ТС возникают различные неисправности, также нередко выходит из строя рабочий и главный цилиндр. В РТЦ происходят следующие поломки:

  • заклинивает поршенек в одном из положений;
  • изнашивается внутренняя поверхность;
  • выходят из строя уплотнительные манжеты (рвутся или разбухают).

Основной признак неисправного состояния – появление подтеков (течи) тормозной жидкости (ТЖ) из РТЦ. Если колодки изношены до голого металла, поршни в РТЦ выдвигаются слишком далеко, в результате может вытечь «тормозуха», и тормоза пропадут.

В ГТЦ также может заклинивать поршень, изнашиваться или ржаветь внутренняя полость механизма, пропускать манжеты. Признаки неисправности ГТЦ следующие:

  • при торможении «проваливается» педаль тормоза (ПТ), пропадает эффективность нажатия, обычно такое происходит при небольшой утечке из ГТЦ;
  • торможение происходит в самом конце хода педали, и на ПТ приходится несколько раз нажать, чтобы произвести торможение;
  • нет тормозов на передние или задние колеса, такое происходит в случае, если не работает один из контуров ГТЦ.

Ездить с неисправными рабочим и главным тормозными цилиндрами нельзя, детали следует незамедлительно поменять.

Замена главного тормозного цилиндра

Замену ГТЦ на автомобилях ВАЗ-классика (2101-07) произвести несложно, эту работу можно сделать самостоятельно. Для выполнения подобной операции потребуется инструмент:

  • ключ на 10 (или специальный прокачной ключ);
  • крестообразная отвертка;
  • комбинированный ключ на 13 (можно еще дополнительно использовать для удобства головку с воротком и с трещоткой).

Яму или подъемник для выполнения работ использовать необязательно, замену можно произвести на улице в сухую погоду или в гараже. Работу следует выполнять в следующей последовательности:

  • отворачиваем три тормозные трубки снизу устройства (ключ на десять);
    Замена главного тормозного цилиндра
  • ослабляем хомуты двух шлангов (внизу ГТЦ), сдергиваем шланги;
    Замена главного тормозного цилиндра
  • откручиваем две гайки крепления ГТЦ к вакуумному усилителю (нужен ключ на 13 или головка с воротком);
    Замена главного тормозного цилиндра
  • демонтируем деталь, устанавливаем новый ГТЦ на место, производим обратную сборку.

После произведенной операции следует долить в бачок ТС жидкость, затем обязательно хорошо прокачать тормоза.

Замена тормозного цилиндра 2114

Работа по замене ГТЦ на моделях ВАЗ 2108-15 производится приблизительно также, есть только некоторые конструктивные отличия.

Делаем замену следующим образом (на примере ВАЗ-2114):

  • по бокам откручиваем четыре трубки (две слева и две справа). Лучше воспользоваться специальным трубным ключом, рожковым ключиком можно закатать грани гаек;
    Замена тормозного цилиндра 2114
  • отвинчиваем две гайки на тринадцать крепления ГТЦ к «вакууму»;
  • снимаем старую запчасть и монтируем новую, не забывая по окончанию работы прокачать тормоза. На этом замену цилиндра 2114 можно считать законченной.

Замена ремкомплекта тормозного цилиндра

Если в ГТЦ 2114 внутренняя поверхность самого цилиндрика еще не изношена, можно заменить внутренности механизма, установив новый ремонтный комплект. Ремкомплект состоит из четырех манжет:

  • три манжета одинаковые, они такие же, как и на моделях 2101-07;
  • одно уплотнительное кольцо 2108.

Меняется ремкомплект очень просто:

  • выливаем из ГТЦ жидкость;
  • демонтируем пластмассовый бачок;
  • откручиваем передний стопор (выполненный в виде заглушки);
  • вынимаем все содержимое (поршни, уплотнительные кольца, пружины), меняем манжеты, и устанавливаем весь механизм в обратном порядке. Перепутывать здесь ничего нельзя, иначе ремонтируемый узел не будет работать.
    Замена ремкомплекта тормозного цилиндра

Ремонт ГТЦ на моделях ВАЗ не всегда целесообразен – если зеркальная поверхность внутри механизма изношена, замена ремкомплекта тормозного цилиндра не решит проблему, ГТЦ также будет течь. Чаще всего на вазовских машинах главный тормозной цилиндр меняется целиком – стоит новая деталь в сборе в районе одной тысячи рублей, и ремонт  получается неоправданным.

Замена заднего тормозного цилиндра

Задние тормоза на моделях ВАЗ-классика и переднеприводных 2108-15 – барабанного типа, поэтому принцип замены заднего цилиндра одинаковый. Для того чтобы выполнить работу по замене РТЦ, необходимо снимать барабаны, соответственно, и сначала следует демонтировать задние колеса.

Замена тормозного цилиндра 2107

Если операция по замене на ВАЗ-классике производится не на автоподъемнике, удобнее делать работу последовательно – сначала на одной, затем на другой стороне заднего колеса. Для выполнения работ транспортное средство необходимо поставить на ровную площадку, далее поступаем следующим образом:

  • глушим мотор, ставим авто на скорость, под передние колеса подкладываем упоры. Не забываем до конца ослабить ручник;
  • ослабляем колесные гайки заднего колеса, домкратим машину и снимаем колесо;
  • чтобы авто никуда не уехал, желательно поставить «козелок» рядом с домкратом;
  • снимаем тормозной барабан – комбинированным ключом на 12 откручиваем две направляющих;
    Замена тормозного цилиндра 2107
  • барабан обычно сходит туго, поэтому его следует обстучать сзади молотком через деревяшку. Бить железным молотком по детали нельзя, барабан можно расколоть;
  • откручиваем сзади цилиндра тормозную трубку, также 2 болта на десять крепления самого РТЦ;
    Замена тормозного цилиндра 2107
  • вытягиваем цилиндрик, освобождая его от колодок;
    Замена тормозного цилиндра 2107
  • ставим подготовленную на замену деталь (важно попасть колодками в прорези на поршнях РТЦ, крепим все снятые детали по своим местам;

После произведенной работы необходимо долить в бачок системы ТЖ и прокачать тормоза.

Замена тормозного цилиндра ВАЗ 2109

РТЦ на задней оси колес 2109 меняется по такому же принципу, что и на ВАЗ-классике, также снимается колесо и барабан, откручивается ключом на десять трубка и два крепления цилиндра. Часто так случается, что трубка и болты РТЦ на опорном диске закипают, чтобы их аккуратно снять, необходимо побрызгать соединения WD-40, и прежде чем откручивать, подождать минут 15-20. Гайка тормозной трубки будет легче откручиваться, если металл вокруг нее аккуратно обстучать молотком. При постукивании важно не сломать прокачной штуцер.

Замена тормозного цилиндра ВАЗ 2109

Замена тормозного цилиндра 2109 – дело несложное, и многие водители такую работу могут выполнить самостоятельно.

Замена тормозного цилиндра 2110

Тормозная система автомобиля ВАЗ 2110 практически такая же, как и на «восьмерке» или «девятке», на «десятке» барабаны, колодки, цилиндры задние имеет маркировку 2108. Поэтому замена задних цилиндров 2110 производится точно так же, как и на моделях авто 2108-09-099.

Замена тормозного цилиндра 2110

Замена переднего тормозного цилиндра

На передних колесах автомобилей ВАЗ устанавливаются суппорты:

  • у авто ВАЗ-классика на скобах суппорта крепятся по два передних тормозных цилиндра (ПТЦ);
  • на моделях ВАЗ 2108-15 с каждой стороны на передней оси устанавливается по одному ПТЦ.

Замена переднего цилиндра 2109 выполняется несложно, ее также легко сделать самому:

  • ставим автомобиль на ровную площадку (можно работу сделать без ямы и подъемника), под задние колеса ставим подкаты;
  • домкратим машину, скидываем переднее колесо;
  • отворачиваем шестигранником два крепления суппорта;
    Замена переднего тормозного цилиндра
  • ослабляем гайку тормозного шланга;
  • отгибаем на верхнем и нижнем болте контрящие шайбы, отворачиваем крепления цилиндра к скобе суппорта
  • отводим в сторону ПТЦ вместе со скобой;
  • отсоединяем цилиндр от скобы, затем от шланга, чтобы «тормозуха» не текла, после отсоединения ПТЦ шланг лучше сразу направить вверх;
    Замена переднего тормозного цилиндра
  • устанавливаем другую, новую запчасть, производим сборку.

Замена тормозного цилиндра ВАЗ 2101-07

На автомомашинах ВАЗ-классика меняется ПТЦ немного по-другому, чем на переднеприводных машинах ВАЗ.  Передний суппорт на «Классике» можно поменять целиком весь в сборе, но также есть возможность произвести замену только цилиндров. Работа выполняется следующим образом:

  • также ставим автомобиль на площадку, снимаем переднее колесо;
  • откручиваем болты крепления самого суппорта;
    Замена тормозного цилиндра ВАЗ 2101-07
  • отводим суппорт в сторону, отсоединяем шланг;
  • вытаскиваем из суппорта колодки, скручиваем с него тормозную трубку.
    Замена тормозного цилиндра ВАЗ 2101-07
  • если штифты крепления колодок не вынимаются, их придется обрезать болгаркой, установив затем новые крепления;
  • тормозные цилиндры крепятся на скобе в направляющих, и они вынимаются либо монтировкой, либо аккуратным постукиванием молотка;
    Замена тормозного цилиндра ВАЗ 2101-07
  • устанавливаем другие цилиндры, трубку и колодки со штифтами, совершаем сборку.

Замена манжета тормозного цилиндра

При желании на автомобилях ВАЗ можно не менять задние рабочие цилиндры целиком, а произвести только замену манжет. Для этого нужно разобрать РТЦ – вынуть поршни и пружину, с поршней снять старые манжеты и установить новые. Ремонт РТЦ целесообразно делать только в том случае, если цилиндры прослужили недолго, но они потекли.  Все дело в том, что на вазовских автомобилях РТЦ стоят очень недорого, целесообразно менять задние цилиндры целиком в сборе – замена манжет часто бывает неоправданной.

Замена манжета тормозного цилиндра

Прокачка

После замены любого цилиндра в ТС необходимо прокачать тормоза. Прокачку на любом автомобиле всегда начинают с самого дальнего колеса от ГТЦ. На всех машина ВАЗ в первую очередь прокачивать тормоза начинают с заднего правого колеса, затем переходят на заднее левое, правое переднее, а переднее левое колесо прокачивают в последнюю очередь. Если педаль тормоза берет в самом конце или жесткая, прокачку следует повторить, работу следует выполнять по той же схеме заново.

Прокачка

Некоторые советы

Вакуумный усилитель педали тормоза для автомобиля ВАЗ 2109 замена

Можно назвать несколько причин, при появлении которых необходимо будет заменить главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель на автомобилях ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 2110, ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115. Если эффективность тормозов на автомобиле ухудшилась, педаль тормоза стала значительно «мягче» и проверка состояния тормозных колодок с прокачкой всей тормозной системы (удаление, возможной, воздушной пробки) не привела к желаемому результату, то появляется первая причина для замены главного тормозного цилиндра в сборе. Причиной номер два может служить утечка тормозной жидкости из главного тормозного цилиндра (характерные следы подтеков тормозной жидкости на вакуумном усилителе). И переборка главного тормозного цилиндра (замена манжетов) довольно часто не исправляют ситуацию, хотя попытаться всегда можно. Благо, что ремкомплект манжетов на главный цилиндр стоит недорого, главное в этом случае, купить качественный товар.

Для проверки исправности вакуумного усилителя педали тормоза необходимо несколько раз нажать на педаль тормоза и удерживая ее в этом положении запустить двигатель автомобиля. Если Вы почувствуете толчок вниз, значит — вакуумный усилитель исправен. Если нет, то следует проверить герметичность соединения вакуумного шланга со штуцером впускного коллектора и обратного клапана на корпусе усилителя. Проблемы с герметичностью есть? Нет. Тогда готовимся к замене вакуумного усилителя. Еще одна причина для замены. Неисправный вакуумный усилитель может вызвать неравную работу самого двигателя и стать причиной потери ощутимой доли мощности двигателя автомобиля. В этом случает проверить правильность поставленного диагноза несложно. На работающем двигателе следует плотно пережать вакуумный шланг и если после этого двигатель заработает стабильней, то покупка нового вакуумного усилителя не за горами.

Для замены главного тормозного цилиндра и вакуумного усилителя своими руками Вам необходимо иметь: пассатижи, отвертку, ключи торцовый и накидной на «17», торцовый и накидной на «13», специальный ключ для тормозных трубок на «10» (смотрим фото 1) и тормозную жидкость. Еще в работе будут полезны мелкие приспособления такие как: резиновые колпачки и штуцера-заглушки (фото 2). Где их можно будет использовать, Вы узнаете ниже.

Инструмент для замены главного тормозного цилиндра на автомобиле ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 2110, ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115
Приспособления для замены главного тормозного цилиндра на автомобиле ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 2110, ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115

Инструмент и запчасти подготовили? Переходим к процессу — замены главного тормозного цилиндра и вакуумного усилителя своими силами.

Снятие главного тормозного цилиндра на автомобилях ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 2110, ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115:

Отсоединяем колодку с проводами от датчика уровня тормозной жидкости (фото 3).

Порядок снятия главного тормозного цилиндра на автомобиле ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 2110, ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115

При помощи ключа на «10» для тормозных трубок по очереди откручиваем от главного тормозного цилиндра штуцера. И, как показано на фото 4, устанавливаем заглушки на тормозные трубки и тормозной цилиндр. Эта уловка, при аккуратном исполнении, позволит избежать утечки тормозной жидкости и завоздушивания тормозной системы.

Порядок снятия главного тормозного цилиндра на автомобиле ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 2110, ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115

После этого, ключом на «17»(накидным или торцовым) откручиваем две гайки крепления цилиндра к вакуумному усилителю (фото 5). Снимаем тормозной цилиндр.

Порядок снятия главного тормозного цилиндра на автомобиле ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 2110, ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115

Установку проводим в обратной последовательности. Если устанавливаем новый главный тормозной цилиндр, то его перед монтажом необходимо в тисках прокачать (заполнить тормозной жидкостью).

Замена вакуумного усилителя на автомобилях ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 2110, ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115:

1. Повторяем действия, описанные выше в разделе «Снятие главного тормозного цилиндра». Для замены вакуумного усилителя можно полностью не откручивать главный тормозной цилиндр, а отсоединить только штуцера с левой стороны и отвести тормозной цилиндр в сторону. Но это уже по желанию.

2. Далее, отсоединяем шланг от обратного клапана (фото 5a) и в салоне автомобиля вынимаем стопорную скобу пальца педали тормоза и вытаскиваем палец (фото 6 и 7).

Порядок снятия вакуумного усилителя педали тормоза на автомобиле ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 2110, ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115
Порядок снятия вакуумного усилителя педали тормоза на автомобиле ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 2110, ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115
Порядок снятия вакуумного усилителя педали тормоза на автомобиле ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 2110, ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115

3. При помощи торцового или накидного (каким будет удобно) ключа на «13» откручиваем четыре гайки крепления вакуума к кузову автомобиля (фото 8). Можно сказать, что это самая не удобная операция.

Проводим замену вакуумного усилителя педали тормоза своими руками на автомобиле ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 2110, ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115

4. После снятия вакуума, перекручиваем, используя торцовый ключ на «17», рамку крепления на новый вакуум (фото 9).

Замена вакуумного усилителя педали тормоза своими руками на автомобиле ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 2110, ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115

5. Сборку проводим в обратной последовательности. Не забываем, что лучше сначала соединить вакуум и педаль тормоза при помощи пальца-сухаря, а уже потом прикручивать рамку вакуума к кузову.

Так же рекомендуется заменить вакуумный шланг, так как в процессе эксплуатации он теряет свою эластичность и гибкость, вследствие чего на нем появляются трещины и изломы.

Основной неисправностью передних тормозных цилиндров на таких автомобилях как ВАЗ 2109-2108, является либо его заклинивание, либо пропускание тормозной жидкости. В обоих случаях нормальной работы тормозной системы ждать не стоит.

  • Если цилиндр не возвращается в свое исходное положение при отпускании педали тормоза, то колодки могут заклинить, или же постоянно быть в прижатом состоянии, что чревато слишком быстрым износом. Обычно в таких случаях очень сильно нагреваются тормозные и даже колесные диски.
  • Если он начинает пропускать жидкость, то естественно эффективность торможения падает, так как не создается нормального давления в системе.

Обычно производят замену только цилиндра, как такового, хотя в магазинах продаются суппорта в сборе, даже с колодками. При желании можно купить и установить механизм в сборе. Для замены переднего тормозного цилиндра на ВАЗ 2109-2108 понадобится следующий инструмент:

  • Головка торцевая на  13
  • Трещоточная рукоятка
  • Ключ рожковый или накидной на 13
  • Шестигранник на 10
  • Специальный разрезной ключ для отворачивания тормозных трубок и шлангов
инструмент для замены переднего тормозного цилиндра на ВАЗ 2109-2108

Сначала срываем болты переднего колеса, после чего поднимаем автомобиль домкратом и окончательно снимаем колесо. Затем откручиваем два болта под шестигранник, которые крепят цилиндр к суппорту:

болты крепления переднего тормозного цилиндра к суппорту на ВАЗ 2109-2108

И верхняя крышка-скоба теперь снимается, заодно вынимаем и колодки:

skoba-san

Далее необходимо открутить тормозной шланг, как показано на фото ниже:

откручиваем тормозной шланг переднего цилиндра на ВАЗ 2109-2108

Если он начинает прокручиваться вместе со штуцером, то можно отвернуть его потом, после снятия цилиндра — так будет удобнее. Теперь необходимо открутить два болта к направляющей скобе суппорта:

открутить болты крепления тормозного цилиндра к скобе суппорта на ВАЗ 2109-2108

Теперь без каких-либо проблем можно снимать тормозной цилиндр переднего колеса, так как больше его ничего не держит. Если шланг не открутился ранее, то сейчас его можно смело отворачивать вместе с цилиндром:

замена переднего тормозного цилиндра на ВАЗ 2109-2108

Если требуется замена, то новую деталь на ВАЗ 2109-2108 можно купить по цене около 450 рублей, хотя в магазинах чаще всего имеются только суппорта в сборе по цене 1600 рублей. Установка будет проходить в обратной последовательности, после чего нужно будет прокачать тормозную систему.

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.