Замена ступичного подшипника lada 2109 (ваз 2109)

1

Подшипник ступицы является одним из важных компонентов ходовой части ВАЗ-2109. Установлены эти элементы на всех колесных ступицах. Они предназначены для регулирования свободного хода колеса по отношению оси и необходимы для того, чтобы движение автомобиля было плавным.

2

Если ступичный подшипник приходит в негодность, следствием этого становится перекос колеса при езде. Естественно, что скорость износа покрышек при этом увеличивается. В случае изношенности этого элемента до предела он может попросту рассыпаться при движении, в результате чего колесо внезапно окажется заблокированным и потеряет способность к вращению. Последствия такой неприятности, особенно на высокой скорости, предугадать не трудно – резкий занос машины с выбросом ее в придорожный кювет (если развалился подшипник правой ступицы) или на встречную полосу, под удар автомобиля, движущегося в противоположном направлении.

Чтобы не допустить подобного, следует регулярно контролировать состояние элемента и при обнаружении признаков неисправности (а также после выработки установленного производителем эксплуатационного ресурса) немедленно производить его замену. Следует помнить, что ступичный подшипник относится к расходникам, в связи с чем ремонт его не предусмотрен.

Признаки неисправности

Если ступичный подшипник ВАЗ-2109 отжил свой век, водителя об этом оповестят следующие симптомы:

  • Достаточно громкое характерное похрустывание. Этот звук вызывается шариками, свободно перекатывающимися внутри корпуса разбитого подшипника. Он хорошо слышен изнутри автомобиля, и спутать его с чем-либо другим крайне маловероятно.
  • Возникновение вибрации. Колебания достаточно сильны и передается в кузов, а также в рулевое колесо. Они хорошо ощущаются руками водителя. Появление этого признака свидетельствует о крайней степени изношенности ступичного подшипника и предупреждает о том, что в ближайшее время элемент развалится со всеми вытекающими из этого последствиями в виде «клина» колеса.
  • Потеря транспортным средством способности к прямому движению – водитель вынужден подруливать, чтобы сохранять прямолинейную траекторию. Вызвано это частичным стопорением колеса, подшипник ступицы которого не выполняет свою функцию.

При обнаружении этих признаков замена ступичного подшипника должна быть произведена безотлагательно. Следует сказать, что задача эта довольно проста, и даже неопытный автолюбитель, внимательно ознакомившись с руководством по замене и посмотрев приложенные к статье видеоматериалы, способен поменять неисправную деталь своими руками.

Необходимо учесть, что ступичные подшипники следует менять парой, на обоих колесах, находящихся на оси.

3

Для выполнения этой задачи необходимо располагать гаражом с оборудованной смотровой ямой. Также потребуется вооружиться набором инструментов,приспособлений и, естественно, новыми ступичными подшипниками (2108-3104020) в количестве двух штук.

4

Необходимые приспособления и инструментарий

При замене мастеру потребуются домкрат и тиски, специальный съемник (если его нет, можно будет воспользоваться обоймой демонтируемого ступичного подшипника) или оправка, головка «30», набор гаечных ключей, круглогубцы, узкий бородок, отвертка с плоским наконечником и молоток. Кроме того, понадобятся болты 130х12 с шагом резьбы в 1,25 мм (в этом качестве подойдут винты с ГБЦ). При выполнении операции также будут нужны противооткатные устройства под колеса (башмаки).

Порядок выполнения работы

5
  • Снимается защитный колпак ступицы.
  • Бортик гайки выравнивается при помощи бородка и отвертки.
  • Рычаг ручного тормоза вытягивается максимально вверх.
  • Рычагом КПП включается первая скорость.
  • Задние колеса, чтобы машина не покатилась, подпираются противооткатными башмаками.
  • Ступичная гайка ослабляется подготовленной головкой «30». Поскольку она прочно зафиксирована, в качестве рычага следует воспользоваться стальной трубой. Необходимо ослабить также колесные болты.
6
  • Поддомкрачивается передняя часть машины, и по обе ее стороны устанавливаются прочные упоры. Это необходимо для снятия нагрузки со стабилизатора поперечной устойчивости, а также для того, чтобы облегчить дальнейшую работу с элементами передней подвески.
7
  • Болты колесного диска откручиваются полностью, после чего колесо снимается.
  • Демонтируется направляющая тормозных колодок и суппорт (чтобы разгрузить тормозной шланг, их следует подвесить на пружину), а также тормозной диск.
8
  • Выворачивается крепежная гайка подшипника.
  • Снимается шайба.
  • Болты 130х12, которые были подготовлены заранее, вставляются вовнутрь отверстий тормозного диска, после чего вкручиваются в ступицу, пока не высунутся на 1 миллиметр наружу.
9
  • После этого по краям болтов для выпрессовки ступицы, следует нанести резкий удар.

Существуют и другие способы удаления старого подшипника. Итак, второй способ предполагает следующий порядок действий:

10
  • Резьбовые части всех крепежных элементов отсоединяемых деталей посредством металической щетки следует очистить от следов коррозии и загрязнений.
  • Следующим шагом шаровую опору нужно снять с поворотного рычага.
  • Из обоймы ступичного подшипника удаляется хвостовик наружного шарнира.
  • Ступица вынимается из поворотного кулака. Для этого ее следует повернуть и, нанося по детали аккуратные удары, извлечь со штатного места.
  • Стопорные шайбы снимаются при помощи круглогубцев.
11

Этот способ работы предполагает использование съемника. При выпрессовке подшипника ступицы из кулака резьбу инструмента следует упереть во внутреннюю обойму, которая должна оставаться на ступице. Если же по какой-либо причине приобрести нужный съемник не получилось, необходимо действовать следующим образом.

  • Снимается грязезащитное кольцо (для этого понадобится плоская отвертка).
  • Оставшееся кольцо сбивается посредством зубила.
  • Посадочное место зачищается и обрабатывается при помощи напильника (можно использовать наждачную бумагу с крупной зернистостью).

Осталось рассмотреть последний, третий способ выполнения процедуры:

  • Ступица плотно фиксируется при помощи тисков.
  • При помощи «болгарки» с установленным на ней отрезным диском очищаются плоскости, располагающиеся вокруг обоймы.
  • Вынимается ступица (больших усилий для этого прикладывать не потребуется).

Наиболее простой метод удаления старого подшипника таков: перед снятием поворотного кулака отметить место расположения регулировочного болта, а затем выпрессовать ступицу – рассматриваемый элемент при этом, как правило, разваливается.

Порядок установки нового ступичного подшипника

Новый элемент устанавливается на штатное место по следующей схеме:

  • Грязезащитное кольцо устанавливается на свое место. На ступице оно фиксируется боровком.
  • Изнутри поворотный кулак очищается и смазывается.
  • Новый подшипник запрессовывается при помощи съемника или оправки. Если таковые инструменты отсутствуют, то для запрессовки используется обойма старого элемента.

Подшипник и сама ступица могут устанавливаться на свои места при помощи пресса, съемника или тисков. Ни в коем случае не следует запрессовывать подшипник при помощи молотка, поскольку механические удары приведут к разрушению рассматриваемого элемента.

Запрессовку можно произвести, нажимая на внутреннюю часть обоймы. Делать это нужно в такой последовательности:

  • Устанавливается подшипник.
  • Затем надевается стопорное кольцо.
  • Ступица запрессовывается вовнутрь обоймы при помощи съемника (оправки).

Во время монтажа поворотного кулака потребуется использование новой ступичной гайки. Она протягивается от руки, после чего нужно выполнить следующие действия:

  • Надеть на свое место колесный диск.
  • Закрутить крепежные элементы колеса.
  • Убрать упоры и опустить автомобиль на поверхность.
  • Когда машина встанет на пол гаража, подвеска окажется под нагрузкой. После этого ступичную гайку нужно протянуть и при помощи керна загнуть ее бортик с двух сторон – это позволит предотвратить ее самоскручивание.
  • Защитные колпаки ступиц устанавливаются на свои места.
  • Когда эти действия выполнены, крепежные болты колесного диска должны быть затянуты.

На этом процедура замены подшипника ступицы ВАЗ-2109 завершена. Остается выполнить последние действия – выгнав автомобиль из гаража, послушать, нормально ли работают вновь установленные детали. Если никаких нареканий не возникает, можно убрать инструменты.

Цена ступичного подшипника на рассматриваемую модель может колебаться в довольно значительных пределах – в первую очередь это зависит от завода-изготовителя.

Несмотря, на то, что этот процесс не отличается большой сложностью, легкомысленно относиться к нему не следует. Особенно это касается начинающих водителей, не имеющих навыка самостоятельного ремонта. Перед тем, как начать работу, необходимо посмотреть учебное видео и запомнить, каковы этапы ремонтных работ. Немалую помощь могут оказать и фотографии, пронумерованные соответствующим образом. Разумеется, следует иметь под рукой вышеприведенную инструкцию – она поможет справиться с процедурой замены ступичного подшипника, избежав при этом ошибок.

Предполагается, что ступичные подшипники легкового автомобиля весьма надёжны, и для полного износа они должны пройти как минимум 100 тыс. км. Но с учётом того, что наши дороги не отличаются высоким качеством, менять эти подшипники приходится через каждые 50 тыс. км, а то и чаще. О том, как самостоятельно произвести замену подшипника задней ступицы на автомобиле ВАЗ 2109, мы и расскажем в этой статье.

Назначение и расположение

Ступичный подшипник на ВАЗ 2109

Ступичный подшипник — важнейший элемент ходовой части автомобиля, от которого зависит безопасность пассажиров и водителя. Если хотя бы один из ступичных подшипников выйдет из строя, автомобиль может стать неуправляемым, так как одно из колёс перестанет нормально вращаться. В автомобилях ВАЗ 2109 используются радиальные шариковые ступичные подшипники. Этот подшипник напрессовывается на заднюю полуось, добраться до него можно, только сняв колесо.

Схема задней ступицы ВАЗ 2109

Причины поломки подшипника задней ступицы

  • Подшипник вышел из строя, полностью выработав свой ресурс (после чего возникла так называемая усталость металла).
  • Подшипник разрушился из-за попадания в него песка и грязи, которая начала действовать как абразивный материал, что и привело к частичному или полному истиранию деталей подшипника.
  • Одно из колец подшипника раскололось из-за сильного удара (который возникает, когда колесо на большой скорости попадает в глубокую выбоину на дороге).
  • Гайка на ступице затянута слабо. Это ведёт к возникновению люфта, который постепенно разрушает элементы подшипника.

Признаки неисправности ступичного подшипника

  • При движении одно из задних колёс издаёт характерный гул, который с увеличением скорости переходит в вой.
  • На заднем колесе появляется ощутимый люфт (который можно легко обнаружить, поддомкратив колесо и подвигав его руками от себя и к себе).
  • Поддомкраченное заднее колесо, раскрученное вручную, вращается с характерным гулом, который иногда может сопровождаться звяканьем шариков, перекатывающихся в разбитом подшипнике (а колесо с исправным подшипником вращается почти бесшумно).

Расходные материалы и инструменты для замены

  1. Новый подшипник задней ступицы ВАЗ 2109.
  2. Комплект рожковых ключей.
  3. Комплект торцовых головок с воротком.
  4. Жидкость для снятия ржавчины WD-40.
  5. Съёмник для ступичных подшипников.
  6. Круглогубцы для снятия стопорных колец.
  7. Противооткатные башмаки.
  8. Домкрат.

Последовательность действий

  1. Гайка ступицы ослабляется с помощью торцовой головки на 30 и воротка. После этого головкой на 22 слегка ослабляются крепёжные болты на колесе.
  2. Под передние колёса устанавливаются противооткатные башмаки, в автомобиле включается первая передача. После этого заднее колесо с неисправным подшипником поддомкрачивается и снимается.
    Колесо ВАЗ 2109 снято
    Видна крышка тормозного барабана
  3. С помощью рожкового ключа на 12 откручиваются 2 шпильки на тормозном барабане, после их извлечения с помощью ключа на 13 снимается и сам барабан.
    Тормозной барабан ВАЗ 2109
    Снимается с помощью торцовой головки на 12
  4. После снятия барабана открывается доступ к ступичной гайке. Она выкручивается.
  5. Теперь с помощью съёмника снимается сама ступица.
    Задняя ступица ВАЗ 2109
    Снимается с помощью съёмника
  6. Внутри ступицы есть стопорное кольцо. Оно извлекается с помощью круглогубцев.
  7. После удаления колец открывается доступ к неисправному подшипнику. Он извлекается с помощью съёмника.
    Ступичный подшипник ВАЗ 2109 извлечён
    Для этого используется съёмник или труба
  8. Тем же съёмником на его место запрессовывается новый ступичный подшипник, после чего производится обратная сборка ступицы и колесо устанавливается на место.
    Новый ступичный подшипник ВАЗ 2109 установлен
    Над оранжевым подшипником видно стопорное кольцо

Видео: Как снять и заменить на ВАЗ 2109

Важные моменты

  • Ступичная гайка на ВАЗ 2109 закручивается очень сильно, а кроме того, она часто бывает покрыта ржавчиной. Может потребоваться огромное усилие, чтобы стронуть её с места. В такой ситуации помочь может жидкость WD-40. Если этой жидкости под рукой нет, гайку можно обильно полить маслом и подождать 10 минут.
  • Далеко не у каждого автовладельца под рукой есть съёмник для ступичных подшипников. В этом случае для извлечения подшипника можно воспользоваться молотком и обрезком стальной трубы подходящего диаметра (около 4,5 см). Главное при этом — не повредить трубой внутреннюю поверхность ступицы. Если после выпрессовки там останутся царапины и выбоины, новый подшипник быстро выйдет из строя.
  • При обратной сборке ступицы особое внимание следует уделить затягиванию ступичной гайки. Если она будет затянута слабо, возникнет люфт, который вновь приведёт к износу подшипника. Поэтому с торцовой головкой на 30 следует использовать самый длинный вороток, чтобы усилие при затягивании ступичной гайки было максимальным.

Замена ступичных подшипников — процедура, с которой рано или поздно столкнётся каждый владелец «девятки». Вопрос только в том, будет ли он готов к этому. Если водитель предпочитает ремонтировать свою машину самостоятельно, то имеет смысл приобрести в магазине съёмник для ступиц и подшипников. Этот нехитрый инструмент значительно облегчит работу, а также сэкономит автовладельцу массу времени и нервов.

Замена переднего ступичного подшипника ВАЗ-2109

Ступичный подшипник конкретно переднего колеса остается одним из наиболее слабых мест всех практически моделей ВАЗ. Конструкторы завода в этой связи отмечают, что замена упомянутой выше детали должна производиться регулярно и довольно часто (максимум – через каждые 80 000 километров). Причем приведенная рекомендация касается не только тех автомашин, что эксплуатируются в экстремальных условиях, но и в равной степени остальных. Как показывает практика, в реальности необходимость установки новой детали во многих случаях возникает гораздо скорее.

Как производится замена переднего испорченного ступичного подшипника как на автомашине ВАЗ-2109, так и на Калине или Приоре? Ответ на данный вопрос вы получите из этой статьи.

Признаки неисправности

О поломке, в частности, свидетельствуют:

  • появление шума спереди (там, где находятся стойки) при движении;
  • в салоне чувствуется довольно сильная вибрация (возникает она обычно, если смазка подсыхает или при чрезмерном загрязнении подшипника);
  • слышится хруст или металлический скрежет (слом элемента).

Читайте также: Замена патрубков охлаждения ВАЗ-2109

Чтобы подтвердить свои подозрения, протестируйте узел следующим незамысловатым способом:

  • проблемную сторону поднимают на домкрате;
  • снимают колесо;
  • диск прокручивают вручную.

Плавное его движение свидетельствует об исправности, наличие характерного звука перекатывающихся шариков говорит о приходе в негодность подшипника.

Приступая к замене вышеупомянутой детали, выберите один из описанных в этой статье способов наиболее вам подходящий.

Необходимые инструменты и подготовительные работы

Какой бы метод вы ни выбрали, вам понадобится в любом случае:

  • молоток;
  • зубило;
  • набор ключей накидных, а также торцевые на 10 и 30;
  • отвертка плоская;
  • съемник (при наличии);
  • оправка для выбивания подшипника;
  • динамометрический ключ.

Машину устанавливают на ровной площадке. Позаботьтесь об освещении – используйте переносной прожектор. Авто выставляют на первую передачу, для дополнительной безопасности подкладывают колодки под задние колеса.

Далее:

  • подняв передок домкратом, откручиваем колесо;
  • разблокируем контргайки, удерживаемые буртиком;
  • свинчиваем болты суппорта, затем его убираем или просто подвешиваем.

Читайте также: Как снять коробку передач ВАЗ-2109

Эти процедуры необходимо выполнить вне зависимости от того, какой способ снятия подшипника вы выберете.

Замена при неснятой стойке

Замена переднего ступичного подшипника ВАЗ-2109

Такой способ позволит обойтись последующего без развала. Тут требуется снять:

  • колесо вместе с диском;
  • суппорт и непосредственно ступицу.

Замену производят прямо на машине, не снимая стойки. Здесь придется работать со съемником. Процедуру выполняют так:

  • свинчивают болты с барабана тормозного и снимают его;
  • убирают шаровые опоры;
  • из передней ступицы вытаскивают ШРУС, а затем удалят и ее саму, воспользовавшись зубилом;
  • из кулака поворотного вытаскивают стопорное кольцо (в нем находится внешняя часть испорченного подшипника);
  • съемник устанавливают прямо на кулак;
  • затягивая болт приспособления, выпрессовывают деталь;

Когда она полностью покинет цапфу, демонтируют защиту, потом снимается ступица, из которой извлекается внутренняя обойма.

Без съемника последнюю удалить также можно, но для этого понадобится зубило. Еще довольно просто надрезать болгаркой, а затем расколоть тяжелым молотком.

Установка

У кулака очищают внутреннюю поверхность от загрязнений и наносят на нее смазку (солидол). Съемник с новым подшипником устанавливают на место и впрессовывают его. Чтобы процесс прошел легче, его предварительно рекомендуется хорошенько охладить в морозильной камере.

Исправный узел вставляют внутрь кулака максимально ровно, стараясь не допускать перекоса. После монтажа подшипника, вновь надевают ступицу и при необходимости запрессовуют. Все остальные этапы работ производятся в обратном порядке.

Ступичную гайку необходимо затянуть при помощи динамометрического ключа (требуемое усилие составляет 20 Н*М).

Замена без съемника с демонтажем стойки

В этом случае всю конструкцию необходимо полностью снять с автомобиля, в том числе поворотный кулак. Замена пришедшей в негодность детали производится прямо на стойке. Достоинством данного способа является отсутствие необходимости впоследствии заниматься сходом-развалом.

Все работы осуществляются в следующем порядке:

  • снимается рулевой наконечник;
  • выкручиваются верхние болты, держащие стойку (они находятся в подкапотном пространстве);
  • далее она извлекается из ШРУС и вытаскивается из машины.

Подшипник меняют, а стойку монтируют на место.

Замена без демонтажа стойки и съемника

Замена переднего ступичного подшипника ВАЗ-2109

В этом случае необходимо снять полностью поворотный механизм с установленной ступицей. Затем ее выбивают. По завершении работ придется проверить развал-схождение.

Последовательность действий здесь выглядит таким образом:

  • снимается суппорт;
  • свинчиваются болты, фиксирующие стойку;
  • забирается поворотный механизм;
  • извлекается затем ШРУС;
  • со ступицы скручивают барабан;
  • демонтируют защиту;
  • освобожденный от других элементов кулак закрепляют в тисках;
  • ступица выбивается, а после удаляется подшипник.

Читайте также: Разболтовка колесных дисков ВАЗ-2109

Полезные советы

Выполняя следующие рекомендации, вы обеспечите более длительное использование новых подшипников:

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.