Замена шаровой lada 2121 4×4 21213 (ваз нива)

На ниве труда

Создавая первые внедорожники, о такой составляющей, как комфорт, практически ни один производитель не задумывался. Да и к чему это, если основными потребителями подобных машин тогда были вооруженные силы. Но со временем о разработке автомобиля, сочетающего в своей конструкции высокую проходимость внедорожника и комфорт семейного седана, задумались многие. Отрадно, что одним из пионеров в этом выступила наша страна

История создания выпускаемого до сих пор отечественного внедорожника началась летом далекого 1970 года. На только что запущенный Волжский автомобильный завод пожаловал с визитом председатель совета министров Алексей Николаевич Косыгин. Тогда и возник вопрос о возможности создания комфортного автомобиля с колесной формулой 4×4, предназначенного для тружеников сельского хозяйства. В то время одной фразы высокого чиновника было достаточно, чтобы начать работы над полноприводной машиной. И не только на ВАЗе. Свои проекты представили многие автомобильные заводы СССР. Нельзя сказать, что появление на свет компактного вездехода было простым. Лишь спустя семь лет после визита Косыгина, 5 апреля 1977 года, началось серийное производство ВАЗ2121. Зато полученный результат впечатлил. Достаточно сказать, что конструкция машины оказалась настолько инновационной для того времени, что впоследствии многие примененные на ней идеи перекочевали на модели ведущих мировых производителей, а сама " Нива" до сих пор остается самым популярным внедорожником в России.

Кузов и салон В отличие от подавляющего большинства вездеходов тридцатилетней давности в «Ниве» отсутствует несущая рама. Ее роль выполняет непосредственно силовая структура кузова. Как и у всей продукции отечественных производителей, его коррозионная стойкость оставляет желать лучшего. Поэтому ежегодную антикоррозийную обработку машины бережливые владельцы воспринимают как неизбежность, сродни поездкам на плановые ТО.

Впрочем, даже при соблюдении этого правила оттянуть образование сквозных дыр в порогах надолго мало у кого получается. Кроме того, необходимо тщательно следить за состоянием вентиляционных отверстий в нижних кромках дверей и порогов (если они забиты грязью или составами для антикора, то во внутренних полостях этих деталей начинает скапливаться влага, заметно ускоряющая процесс коррозии). При частых знакомствах автомобиля с оте чественными антиобледенительными реагентами очень быстро ржавеют лонжероны в передней части автомобиля, а следы коррозии в местах сварки кузовных элементов могут появиться уже на первом году эксплуатации. Но, пожалуй, самое уязвимое место — часть пола в районе крепления раздаточной коробки. При отсутствии должной обработки он попросту сгнивает. Не в меньшей степени разрушению этого участка способствуют и вибрации от трансмиссии. Поэтому многие опытные «нивоводы», частенько покидающие твердые покрытия, усиливают это место дополнительным листом железа. Дорестайлинговая версия «Нивы» с заводским индексом 2121 имела короткую дверь багажника: ее нижняя кромка — одно из самых быстрогниющих мест в автомобиле. На обновленной модели 21213 проем двери грузового отсека был опущен до заднего бампера, а антикоррозионная стойкость третьей двери несколько повысилась. Кстати, если на ВАЗ-2121 ее можно открыть только снаружи, то на модернизированной версии — исключительно из салона ручкой, расположенной у колена заднего левого пассажира.

Интересная особенность в конструкции кузова для тех, кто часто использует «Ниву» как эвакуатор. Если передняя буксировочная проушина прикручена непосредственно к лонжерону и выдерживает большие нагрузки, то задняя крепится в стык трех кузовных деталей, поэтому известны случаи, когда при больших нагрузках ее выдирали вместе с частью элементов самого кузова

Двигатель

Первые серийные ВАЗ-2121 оснащались 1,6-литровым карбюраторным мотором, доставшимся модели от ВАЗ-2106. Двигатель имел верхнее расположение распредвала с приводом через роликовую многорядную цепь. В целом силовой агрегат считается достаточно надежным и неприхотливым. Чуть позже для стран, где налог зависит от объема двигателя, была подготовлена версия с 1,3-литровым мотором. У нас же подобные экземпляры практически не встречаются. После модернизации в 1994 году автомобиль, получивший индекс 21213, стал оснащаться 1,7-литровым карбюраторным двигателем с бесконтактной системой зажигания. В сравнении с агрегатом предшественника он обладал заметно лучшей тягой на «низах», но при этом был более склонен к детонации при потреблении некачественного топлива. ВАЗ-2131 оснащали моторами объемом 1,8 л.

На всех карбюраторных версиях в системе охлаждения применялся вентилятор обдува радиатора с механическим приводом от коленчатого вала. Существенный минус этой схемы — недостаточный приток воздуха к радиатору при работе двигателя на холостых оборотах. Поэтому в пробках, особенно в жаркую погоду, рабочая температура очень быстро поднимается выше критического значения. В результате — банальный перегрев, не предотвратив который вовремя, можно «попасть» на серьезный ремонт двигателя. Изжили эту проблему только с появлением ВАЗ-21214, где установлены два вентилятора с электроприводом. Частых проблем с перегревом у этих автомобилей не наблюдается. Кроме того, мотор данной версии вместо карбюратора получил систему впрыска. Применялись как центральный фирмы GM, так и многоточечный Bosch. Немного переработали и систему газораспределения, применив гидрокомпенсаторы зазоров в приводе клапанов. С одной стороны, это новшество помогло избавиться от частой процедуры по их регулировке, а с другой, двигатель стал более требователен к качеству масла.

Трансмиссия Изюминка автомобиля — постоянный полный привод. Начиная с самой первой «Нивы» и по сей день схема не изменилась. В качестве механизма, распределяющего крутящий момент между мостами, используется симметричный свободный дифференциал. Для повышения проходимости он имеет возможность принудительной блокировки. Кроме того, как и положено серьезному внедорожнику, раздаточная коробка имеет понижающий ряд.

Крутящий момент от раздатки на ведущие мосты передается через валы, имеющие по два карданных шарнира. Основной недостаток трансмиссии «Нивы» — повышенные вибрации. Если на хорошо отрегулированном и исправном автомобиле они почти не ощущаются, то при малейшем дисбалансе в одном из элементов, отвечающих за передачу крутящего момента, комфорт в салоне заметно ухудшается. Причин для появления вибраций предостаточно — это и закисшая крестовина в кардане, и подкусывающий ШРУС промвала, и разбитые шлицевые соединения, а также нарушение центровки раздаточной коробки. Иногда при долгой эксплуатации с такой неисправностью у корпуса данного узла могут лопнуть проушины. Правда, благодаря тому, что они не отлиты воедино с корпусом, их замена не составляет особого труда.

Ввиду унификации конструкции автомобиля с выпускаемыми тогда легковыми моделями ВАЗ картер оригинальной раздаточной коробки разнесен с картером коробки передач, заимствованной у классических «Жигулей». До 1994 года в качестве промежуточного вала между раздаткой и КП использовались упругая компенсирующая муфта и карданный шарнир. После 1994го выходной вал коробки передач и входной вал раздаточной стал соединять приводной вал, в котором крестовина заменена на ШРУС. Благодаря этому решению удалось немного снизить вибрации. Кстати, в последнее время многие владельцы стали использовать вал от Chevrolet Niva с более эффективным гасителем крутильных колебаний.

На многих экземплярах, не использовавшихся вне асфальта, может закисать механизм управления раздаткой. С 1999 года в ней стали применять шестерни с мелкомодульными зубьями, в результате чего удалось заметно снизить шум от работы трансмиссии. Начиная с модели 21213 стали устанавливать пятиступенчатую механическую коробку передач вместо четырехступенчатой. Кстати, если «четырехступка» считалась практически вечным агрегатом, то с добавлением еще одной ступени появились проблемы. Из-за масляного голодания блока шестерен пятой передачи у них со временем крошатся зубья, а корпус в том месте, где работает эта шестерня, может дать трещины. Иногда это происходит после пробега всего в 30 тыс. км. Ремонт будет стоить порядка 4000 руб.

Шарниры равных угловых скоростей в приводе передних колес достаточно надежны. Однако при частых вылазках на бездорожье их пыльники быстро изнашиваются и рвутся. Поэтому за ними нужно пристально следить, иначе поломка неизбежна.

Задний мост — неразрезная балка, которая особых проблем обычно не доставляет. Кстати, если его все-таки придется ремонтировать, то надо помнить, что детали этого узла на современных и дорестайлинговых версиях невзаимозаменяемы.

Ходовая часть

Неплохую управляемость на твердых покрытиях и приличную плавность хода автомобилю обеспечивает независимая спереди и зависимая сзади пружинные подвески. Слабое место в передней — шаровые опоры, которые порой не выхаживают и 40 тыс. км. Пружины практически не проседают, сохраняя дорожный просвет неизменным почти всю жизнь автомобиля. При бережной эксплуатации не возникает проблем и с амортизаторами, которые порой могут прослужить и более 100 тыс. км. Сошки рулевого редуктора и маятникового рычага червячного рулевого механизма машин до 1994 года выпуска отличаются от устанавливаемых позднее. При этом усилие на баранке последних заметно меньше, а вот диаметр разворота больше. При модернизации в маятниковых рычагах пластиковые втулки были заменены подшипниками скольжения, хотя первые считаются более надежными. Также изменился рулевой вал: на ВАЗ-21213 вместо цельного стали использовать травмобезопастный, состоящий из нескольких частей. Подшипники в ступицах, как передних, так и задних колес особых проблем не доставляют, однако требуется периодическая регулировка зазоров затяжкой ступичных гаек.

Тормозная система Независимо от года выпуска автомобиль оснащался передними дисковыми и задними барабанными тормозными механизмами. Система включает в себя один контур, действующий на передние колеса, второй — на все колеса. Передние тормозные колодки чаще всего подлежат замене после 20–30 тыс. км пробега, а задние — после 60–70 тыс. км. При замене передних рекомендуется очищать и смазывать направляющие суппорта, так как со временем они могут закисать. Тормозные механизмы задних колес машин первых годов выпуска нуждаются в постоянной регулировке зазора. Автомобили начиная с 1994 года выпуска в данной операции не нуждаются, так как рабочие цилиндры от ВАЗ-2101 были заменены на те, что применялись на модели ВАЗ-2105. Тогда же заменили вакуумный усилитель на более мощный от ВАЗ-2108. Замена тормозной жидкости производится каждые 20–30 тыс. км или раз в два года в зависимости от того, что наступит раньше.

И другие болезни… Традиционная болезнь «Нивы» та же, что и у всех классических «Жигулей», — частые течи крана печки салона. Излечить от нее автомобиль можно, только заменив заводское изделие на керамику, которая считается более надежной и долговечной.

Ввиду достаточно примитивной схемы электрооборудования серьезных проблем с ним практически не бывает. А самые большие неприятности в электрической схеме возникают по вине окислившихся контактов изза не самой удачной прокладки проводки.

Все плавкие предохранители сгруппированы в двух блоках, расположенных слева под панелью приборов. Очень важно то, что из-за простоты конструкции передача и прием электроэнергии от другого автомобиля не грозят какими-либо проблемами.

В заключение хочется сказать, что, несмотря на массу недостатков (основные из которых, кстати, далеко не конструкторский просчет), " Нива" держится на конвейере уже четвертый десяток и, видимо, уходить на покой в ближайшем будущем не собирается. Да и кто еще сможет предложить подобный автомобиль по очень бюджетной цене?

А что касается врожденных и приобретенных болячек, так в нашем родном отечестве с ними уже давно и вполне успешно научились бороться даже в самом средней руки автосервисе.

Основные технические характеристики «Нивы»

Примерные цены на запасные части*, руб.

* Для модификации с 3-дверным кузовом (после рестайлинга 1994 года)

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.