Замена пружин lada 2102 (ваз 2102)

На большинстве легковых автомобилей — это витые цилиндрические пружины. Несмотря на простоту и надежность, они со временем выходят из строя.

После длительной (5–7 лет) эксплуатации машины с большой нагрузкой они проседают из-за усталости металла, при этом ход и энергоемкость подвески уменьшаются. Она начинает срабатывать до упора, что ускоряет разрушение деталей кузова. Обнаруживают потерю упругости пружин чаще неожиданно. Например, все лето ездили на дачу вдвоем-втроем, а тут пришлось гостей захватить, да и багажник основательно загрузить. Весу-то не больше допустимых для «Жигулей» 400 кг, а машина уже «ползет на брюхе», цепляя глушителем асфальт.

Но не все владельцы спешат покупать новые пружины. Кто-то, наслушавшись иных «знатоков», устанавливает под пружины (или между их витками) резиновые проставки. Главная опасность такого решения — возможность срабатывания подвески до смыкания витков пружины и, как следствие, передача почти жестких ударов на кузов. В штатной конструкции подвеска совершает свой полный ход до упора в мягкий резиновый или полиуретановый отбойник, который гасит лишь остатки энергии. Проставка же, заменяя собой воздушные промежутки между витками пружины, лишь ограничивает ход подвески, превращая ее из «мягкой пружинной» в «дубовую резиновую». Если вы перевозите на ВАЗ-2104 по тонне груза за рейс, то ставить новые пружины взамен просевших бесполезно — и с ними груженая «четверка» распластается по асфальту. А с проставками машина будет еще год выглядеть «бодрячком», пока трещины лонжеронов не обезобразят ее осанку. То, что покупку нового автомобиля придется учесть в смете предстоящих производственных затрат — еще полбеды. Главное, что езда на перегруженной машине просто опасна. Но если вы используете машину не столь безжалостно и рассчитываете на ее долгую службу, выход один — поставить новые, предназначенные для данной модели пружины. Для любознательных читателей расскажем, как делают пружины подвески на ВАЗе. Исходный материал — прокатанный пруток круглого сечения из пружинной стали марки 60С2ГФ. Первая операция — обработка прутков на токарных линиях до нужного диаметра, со снятием верхнего обезуглероженного слоя. Вторая — нагрев и навивка спиралью. Затем — закалка и отпуск. Потом дробеструйная обработка: в специальной камере пружины обстреливают потоком мелкой стальной дроби — так очищают от окалины, упрочняют поверхностный слой и повышают усталостную прочность. Следующий этап — холодная осадка, или заневоливание пружин. Их трижды сжимают до соприкосновения витков, после чего длина уменьшается примерно на 18 мм от первоначальной. Теперь пружины готовы долго работать, не теряя упругости. На готовую пружину наносят защитное покрытие, иначе со временем на поверхности прутка образуются каверны и раковины от коррозии, что ослабит поверхностный слой и ускорит поломку пружины. Кроме традиционного покрытия — черной хлоркаучуковой эмали, на ВАЗе применяют более стойкое эпоксидное. Например, для пружин задней подвески — только последнее. Заключительная операция — контроль статической нагрузки. Его проходят 100% выпускаемых пружин. Сжав пружину с определенным усилием, измеряют ее длину. Например, у пружины модели «2101 передней» под нагрузкой 435 кг номинальная длина 232 мм, а при 603 кг — 182 мм. Пружины, длина которых под нагрузкой оказалась больше или меньше (за пределами допуска), выбраковываются. Попавшие в плюсовый допуск (то есть чуть длиннее номинальной) — относятся к классу А, а в минусовый (чуть короче) — к классу В.

После этого пружины маркируют, нанося полосу краски на наружную поверхность витков. В зависимости от модели пружины (табл. 1) применяют желтый, зеленый, белый, голубой, коричневый, синий, черный и оранжевый цвета. И все же, несмотря на такую сложную технологию производства, все пружины в эксплуатации рано или поздно проседают. Впрочем, если применить более дорогой материал, то можно создать пружину, сохраняющую достаточную упругость даже при длительном заневоливании. Пример — боевая пружина гранатного запала УЗРГМ. Находясь в полностью сжатом состоянии лет пятьдесят, она незначительно теряет в упругости и всегда готова надежно сработать, разбив ударником капсюль. Разумеется, к автомобильным пружинам таких высоких требований не предъявляют. Какой смысл взвинчивать их стоимость, делая «вечными», если через несколько лет потребуют замены более дорогостоящие узлы? Но обеспечить сохранение упругости пружин хотя бы в течение расчетного срока службы машины завод обязан, и это ему удается. Чего не скажешь о «левых» производителях, чьи пружины появляются на рынке. Но есть и добросовестные изготовители, получившие допуск ВАЗа на поставку пружин в запчасти. Например: завод строительных машин в Славянске; Краностроительный завод в Никополе (оба — на Украине); ТОО «Союз-ТМО», Ижевск и Машиностроительный завод, Пермь. Пружины этих четырех заводов маркируют клеймом изготовителя или прикрепляют бирку. Теперь о применяемости пружин. Модель 2101 (передняя и задняя) — для всех заднеприводных ВАЗов с кузовом седан. 21012 — сделана из прутка большего диаметра, она жестче, чем 2101. Ее устанавливают с правой стороны передней подвески «жигулей» с правым рулевым управлением (экспортных) для выравнивания автомобиля из-за несимметричного распределения массы. На машинах с левым рулем суммарный вес рулевого механизма, педального узла, агрегатов гидроприводов тормозов и сцепления, комбинации приборов, расположенных с левой стороны, примерно соответствует весу аккумулятора, стартера и генератора с правой. При «правом руле» все это сосредоточено с одной стороны, что и потребовало усиленной пружины справа. Пружина 21012 встречается и на обеих сторонах подвески «жигулей» спецкомплектаций с левым рулевым управлением, которым требуется повышенная энергоемкость передней подвески. Пружины 2102 ставят в задние подвески универсалов ВАЗ-2102 и 2104. Их длина на 21 мм больше, чем у обычных «ноль первых», и применять такие на седанах оправдано лишь для увеличения высоты кузова над дорогой, например, если приходится часто ездить по проселку и задевать порогами кочки. Но это не значит, что можно применять пружины 2102 для увеличения грузоподъемности машины — преждевременное разрушение кузова в этом случае неизбежно. Передние пружины 2108 устанавливают на все переднеприводные модели ВАЗ, кроме «Оки» и модификаций с новым 16-клапанным двигателем. 2108 задние — на все переднеприводные, кроме семейства ВАЗ-2110 и «Оки». Владельцев седанов ВАЗ-21099 иногда обманывают на рынках, предлагая втридорога якобы дефицитные «99-е» задние пружины. Помните: таковых не существует — в задней подвеске ВАЗ-21099 стоят обычные «восьмые» пружины. Пружины для автомобилей семейства ВАЗ-2110 пока спросом не пользуются; тем не менее сообщаем данные о их применяемости (табл. 2).

Некоторые модели пружин выпускают еще и в европейском исполнении — для автомобилей, предназначенных на экспорт. Они чуть короче обычных, поэтому дорожный просвет таких машин меньше примерно на 20 мм, и одновременно уменьшена податливость самих пружин, что позволяет повысить устойчивость машины в поворотах и при движении с большой скоростью. Если вы решитесь поставить такие на свой автомобиль, учтите, что менять нужно все четыре пружины комплектом. Разумеется, проходимость автомобиля ощутимо снизится, и при поездках по грунтовым дорогам более вероятны повреждения снизу машины. Пружины моделей 2121 применяют на полноприводных автомобилях ВАЗ всех модификаций (2121, 21213, 21218, 2131), а модели 1111 — только на «Оке». В заключение — о возможности установки на машину пружин разных классов упругости. Общее правило, действующее на ВАЗе, таково: все четыре пружины должны быть одного класса — либо А, либо В. В исключительных случаях допустимо устанавливать назад пружины класса В, если спереди стоят пружины класса А. Но если на передней подвеске стоят пружины класса В, то ставить назад пружины класса А не разрешается, недопустима и установка пружин разных классов на подвеске одной оси.

Характеристики пружин для подвесок автомобилей ВАЗ даны в табл. 3.

Точно определить параметры пружины при покупке невозможно. Все проверки приблизительны, но во многих случаях они помогут избежать подделок. Пружины в магазинах чаще продают без упаковки. Однако ее наличие и информация об изготовителе косвенно свидетельствуют о его надежности.

Маркировка краской класса пружины и определение полного числа витков.

При проверке формы пружины не все витки касаются плоскости — лучше воздержаться от покупки.

Маркировку на пружине (товарный знак предприятия-изготовителя, месяц и год выпуска, номер по каталогу), вопреки ОСТу, российские изготовители наносят крайне редко. Но отметка о сортировке на группы (классы) есть практически всегда, и она должна быть одинаковой на обеих покупаемых пружинах. Если группы (классы) не отмечены или их маркировка не соответствует данным в приводимой ниже таблице, от покупки лучше воздержаться.

Выступание опорного витка наружу.

Выступание опорного витка внутрь.

Информация с сайтов http://www.remavto.net, http://www.vaz-autos.ru

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.