Замена печки lada 2111 (ваз 2111)

 Вентиляция салона на ВАЗ десятого семейства — приточно-вытяжная: воздух подается в салон через отверстия в накладке ветрового окна (самопроизвольно — при движении автомобиля, или принудительно — при работе вентилятора печки — отопителя) и выходит через щели между обивками и внутренними панелями дверей и далее через отверстия в торцах дверей. В этих отверстиях установлены клапаны, пропускающие воздух наружу, но препятствующие его поступлению внутрь автомобиля. Такая конструкция улучшает теплоизоляцию салона.

Воздуховоды отопителя и элементы управления: 1 — воздуховоды обогрева задней части салона; 2 — облицовка тоннеля пола; 3 — воздуховоды обогрева ног; 4 — центральные сопла вентиляции салона; 5 — боковые сопла вентиляции салона; 6 — сопла обогрева стекол передних дверей; 7 — рычаг управления системой отопления салона; 8 — корпус воздухораспределителя; 9 — заслонка обогрева ног; 10 — заслонка обогрева ветрового стекла; 11 — отопитель.

Содержание

Принцип работы отопителя печки на ВАЗ 2110 2111 2112

На ВАЗ 2110, 2111, 2112 кран отопителя отсутствует. Управление температурой в салоне осуществляется за счет воздушной заслонки, которая регулирует поток горячего воздуха в салон. Тосол поступает в печку и летом, из-за этого некоторые автолюбители дополнительно ставят кран для перекрытия подачи тосола в летний период эксплуатации. Система управления отопителем ВАЗ-2110 автоматическая, температура поддерживается с точностью до 2-х градусов Цельсия. Кроме того, управлять воздушной заслонкой предпочтительнее, чем краном (он может закисать или заклинивать).

 Поступающий в салон воздух при необходимости подогревается, проходя через радиатор отопителя, и распределяется в соответствии с положением рукоятки управления потоками воздуха. Основная часть воздуха направляется на ветровое стекло и — через перекрываемые заслонками дефлекторы — к боковым стеклам и в центральную часть салона. Также воздух подается к ногам водителя и сидящего впереди пассажира через две пары дефлекторов (одна пара — на уровне коленей, другая — у пола) и к ногам задних пассажиров через накладку на тоннеле пола и два воздуховода под передними сиденьями.

 Для ускорения прогрева салона и предотвращения поступления в салон наружного воздуха (при пересечении загазованных, задымленных, запыленных участков дороги) служит система рециркуляции воздуха. При утапливании кнопки рециркуляции (на панели приборов) открывается электропневмоклапан, и под действием разрежения во впускном трубопроводе заслонка системы рециркуляции перекрывает доступ наружного воздуха в салон автомобиля. Таким образом, работа системы рециркуляции возможна, только при работающем двигателе. При этом, если вентилятор включен, воздух в салоне продолжает циркулировать, проходя по воздуховодам отопителя.

Вентилятор имеет три режима работы: малая скорость, средняя и автоматический ее выбор (определяется блоком управления). Электродвигатель вентилятора — коллекторный, постоянного тока, с возбуждением от постоянных магнитов. Потребляемая сила тока при максимальной частоте вращения — 14 А.

В зависимости от выбранной скорости электродвигатель подключается к бортовой сети автомобиля напрямую (максимальная скорость) или через дополнительный резистор. Последний имеет две спирали сопротивлением 0,23 Ом и 0,82 Ом. Если в цепь включены обе спирали, вентилятор вращается на малой скорости, если только одна (0,23 Ом) — на средней.

Не рекомендуется спрессовывать колесо вентилятора с вала электродвигателя — можно нарушить балансировку. Электродвигатель ремонту не подлежит (за исключением зачистки коллектора), при выходе из строя его следует заменить в сборе с колесом вентилятора. 

Детали отопителя (ВАЗ 2110 2111 2112): 1 — электропневматический клапан; 2 — передний корпус воздухозаборника отопителя; 3 — водоотражательный щиток воздухозаборника; 4 — клапан управления заслонкой рециркуляции; 5 — заслонка рециркуляции воздухозаборника; 6 — задний корпус воздухозаборника отопителя; 7 — заслонка канала отопителя; 8 — заслонка управления отопителем; 9 — радиатор; 10 — кожух радиатора отопителя; 11 — штуцер пароотводящего шланга; 12 — штуцер подводящего шланга; 13 — штуцер отводящего шланга; 14 — электродвигатель отопителя с вентилятором; 15 — корпус электродвигателя; 16 — опорная площадка рычага привода заслонки управления отопителем; 17- рычаг привода заслонки управления отопителем; 18 — микромоторедуктор привода заслонки; 19 — резистор; 20 — крышка кожуха отопителя.

 Радиатор отопителя (печки) установлен под панелью приборов горизонтально, в пластмассовом кожухе, и состоит из двух пластмассовых бачков (левый — с пароотводным штуцером) и двух рядов алюминиевых трубок с напрессованными пластинами. В зависимости от положения заслонок, через радиатор проходит часть забираемого воздуха (в крайних положениях заслонок проходит весь воздух или не проходит вообще), остальная же его часть минует радиатор.  В отличие от прежних моделей ВАЗа, здесь отсутствует кран, перекрывающий поток охлаждающей жидкости через радиатор печки, таким образом, при работающем двигателе радиатор отопителя всегда нагрет. Такая конструкция обеспечивает малую инерционность системы при пуске (заданная температура воздуха достигается быстрее) и отсутствие протечек, связанных с негерметичностью крана. Управление отопителем осуществляется по командам от электронного блока управления.

Работа (печки) отопителя в ручном и автоматическом режиме

 Температура воздуха в салоне задается установкой ручки контроллера (датчиком температуры) на соответствующее деление шкалы (от 16°С до 30°С, с интервалом 2°С).  Блок считывает информацию о температуре в салоне с датчика температуры, расположенного на потолке и снабженного микровентилятором. Затем — в зависимости от разницы температур, он включает микромотор, управляющий заслонками отопителя. Микромотор снабжен датчиком положения заслонки отопителя (кольцевой резистор). Сигнал от датчика поступает на блок управления, который отключает микромотор, как только заслонка достигнет заданного положения. Автоматический режим, то есть положение «А», на блоке управление добавляет к регулировке моторедуктора еще и регулиовку скоростью вращения вентилятора.  

Настройка температуры подаваемого воздуха от отопителя

 Для точной настройки блока управления на нем имеется подстроечный винт. Чтобы проверить точность регулирования температуры, закройте все двери и окна, поместите контрольный термометр рядом с температурным датчиком. Ручку управления вентилятором поставьте в положение А, а ручку температуры в соответсвии с температурой измеренной контрольным термометром. Если через 15 минут фактическая температура в салоне не будет соответствовать заданной, извлеките контроллер из гнезда и поверните регулировочный винт по часовой стрелке — для увеличения температуры и против — для уменьшения. После регулировки, снова проверьте работу блока управления. Блок управления, температурный датчик с микровентилятором, микромотор и датчик положения заслонки отопителя неремонтопригодны и при выходе из строя должны заменяться новыми.

Неисправность датчика температуры салона и контроллера в автомобилях ВАЗ 2110 2111 2112 

1. При исправном датчике температуры салона алгоритм работы отопителя должен быть следующий: на максимуме (красная точка) — движение на открытие заслонки; на минимуме (синяя точка) — движение на закрытие заслонки, остальные положения фиксируются в зависимости от задания температуры датчиком температуры салона.  Чтобы увидеть ходит ли заслонка, лучше снять передние дефлекторы, у них по две пластмассовые защелки справа и слева (осторожно, при снятии не оторвите провод подсветки). После снятия дефлекторов прекрасно  видно, ходит ли заслонка или нет, т.е. воздух идет через отопитель или нет. Кроме того, можно проверить и сопротивление датчика температуры салона. 

Проверка датчика температуры салона на автомобилях ВАЗ 2110 2111 2112.

Характеристика температура — сопротивление у датчика температуры должна быть следующей:при 22 С — 20Ом;при 16 С — 25Ом.

Проверка контроллера отопителем (печкой)

 Проверка контроллера заключается в следующем. Вытаскиваем из гнезда контроллер. Включаем зажигание, крутим ручку температуры и меряем напряжение на розовом и коричневом проводе (длинный разъем контроллера). Если напряжение меняется (должно включаться после изменения положения рукоятки температуры и выключаться примерно через 13 секунд), то контроллер исправен, если нет, то нужно менять контроллер.

Проверка микроредуктора ВАЗ 2110 2111 2112

 Проверяем подводится ли напряжение к микроредуктору. Здесь не все так просто. Чтобы добраться до него нужно снять жабо. Открываем моторный отсек. Отвинчиваем шумоизоляцию, отвинчиваем две гайти на 10 крепления жабо, снимаем приводы дворников и отвинчиваем три шурупа крепления, что под круглыми заглушками и отодвигаем жабо, полностью снять которое мешает шланг омывателя. Видим два разъема. Один — датчик положения заслонки, а второй привод микроредуктора, к которму подходят коричневый и розовый провод.  Снимаем разъем, крутим рукоятки температуры и меряем напряжение. Если меняется, значит провод нигде не перетерся, если не меняется, то значит обрыв провода где-то в жгуте. Проверяем микроредуктор. Подаем 12 вольт от аккумулятора на разъем микроредуктора. Если не крутится, то однозначно — менять, если крутится, то просто окислились контакты в раъеме. Чтобы быть абсолютно уверенным в работоспособности редуктора, его можно снять, открутив три самореза его крепления (аккуратно, не уроните саморезы внутрь) и выводим микроредуктор вправо. Откручиваем, вынимаем проверяем. Если неисправен, покупаем новый. На микроредукторе стоит датчик его положения. Поэтому не волнуйтесь при установке, ничего настраивать не нужно. Контроллер сам поставит заслонку по датчику.

Типовые неисправности отопителя (печки) ВАЗ 2110 2111 2112 и возможные их решения

Отопитель ВАЗ 2110 работает только в одном положении, например — «2». В чем может быть проблема?

Скорее всего, возможны следующие неисправности. 1. На корпусе отопителя сгорел дополнительный резистор, который позволяет регулировать обороты — через него в положении «А» и «1» подключается вентилятор. В этом случае нужно добраться до отопителя (это возможно только из моторного отсека) и заменить резистор. 2. Отгорели провода внутри контроллера (для устранения требуется разобрать контроллер и заменить их). 3. Отошел провод в блоке реле, расположенном справа под капотом.

Из заслонок дует чуть теплый воздух (микромоторедуктор и заслонка рециркуляции исправны).

 Необходимо проверить датчик температуры воздуха салона и уровень тосола, так как его низкий уровень влияет на температурный режим (тосол, антифриз может не попадать в «печку» или она может из за низкого уровня завоздушится). Также необходимо проверить термостат. Кроме того, дополнительную информацию о отопителе и его контроллере можно посмотреть  в статье «Электродвигатель отопителя ВАЗ 2110 2111 2112, настройка системы управления отопителем »

Если в процессе эксплуатации автомобиля марки ВАЗ 2111 вы обнаружили протечку, запах антифриза или появление пара из отверстий ветрового обдува, скорее всего дело в нарушении герметичности радиатора печки или в соединительных шлангах системы. Для ремонта вам не придется ничего снимать или разбирать торпедо. Все работы выполняются в подкапотном пространстве. Радиаторы печки этих моделей Жигули делятся на два типа: нового образца и старого. Последние устанавливались до 2003 года. Разница в ремонтных работах небольшая, но нужно знать некоторые нюансы. Особенно это касается радиаторов ВАЗ 2111 старого образца.

Важно выбрать качественный новый радиатор на замену старому.

В современных магазинах предлагается достаточно широкий выбор радиаторов для ВАЗ 2111, поэтому нужно очень ответственно подойти к выбору. Можете посоветоваться с владельцами автомобилей этой марки на специализированных форумах и узнать, изделия каких марок дольше служат.

Что потребуется?

Инструмент

Для замены радиатора отопителя ВАЗ 2111 вам потребуется маленький набор инструментов:

  • фигурная отвертка небольшой длины;
  • несколько хомутов;
  • пинцет.

Проведение ремонта

Сначала нужно слить антифриз. Забегая вперед отметим, что если слитая жидкость будет чистой, ее можно залить повторно. Также вам понадобится емкость для слива охлаждающей жидкости – как минимум четыре литра. Сливать жидкость можно с блока двигателя через специальную пробку или из расширительного бачка. В первом случае нужно открутить крышку расширителя и выкрутить сливную пробку, находящуюся за модулем зажигания. Второй вариант, предполагающий слив жидкости из расширительного бачка, требует предварительного снятия шланга у печки.

Проведение ремонта

Далее варианты замены радиаторов отопителя старого и нового образца расходятся. Сначала разберемся с заменой обновленного изделия, которым оснащались ВАЗ 2111 с 2003 года.

Замена радиатора отопителя нового образца

Отопитель прикреплен к кузову на несколько болтов и гаек. Один винт находится посередине в нижнем торце ветрового стекла, две гайки находятся над выпускным коллектором и одна гайка в левом углу возле фильтра.

Если в вашем автомобиле есть бачок омывателя заднего стекла, его следует демонтировать. Воздушный фильтр прижат пластиковой крышкой к отопителю, которая держится на четырех саморезах. Фильтр следует демонтировать.

Замена радиатора отопителя нового образца

Новые модели отопителей состоят из двух частей, соединенных тремя саморезами. К вентилятору отопителя подведен шланг подвода воздуха, загнутый в форме буквы Г. Посмотрев сквозь него, вы заметите большой саморез, который нужно выкрутить вместе с двумя винтами поменьше на лицевой части отопителя.

Разбираем печку на две части, максимально отводя правую часть вправо, а левую снимая следующим образом: берем левой рукой за левую сторону отопителя, а правой за правую и слегка прокручиваем ее от себя вверх, выводя сперва правую сторону, а затем всю часть.

Замена радиатора отопителя нового образца

Снятие правой части не доставит проблем. Нужно демонтировать пароотводящий шланг через отверстие, расположенное в правой половине шумоизоляции щитка передней части.

Правая часть печки также стостоит из двух частей, соединенных металлическими скобами. Снимаем их и деталь рассоединится на две части с уплотнителем посередине. Так вы получите доступ к заслонке. Лучше используйте новую обклеенную заслонку из алюминия.

Важные тонкости

Замена радиатора отопителя нового образца
  1. При установке пластиковой заслонки иногда приходится подтачивать и подгонять заслонку по месту таким образом, чтобы она свободно перемещалась. Также разрешается слегка подработать и возле алюминиевой заслонки.
  2. После монтажа заслонки следует установить ее руками в положение подачи холодного воздуха. В этом положении радиатор печки прикроется заслонкой.
  3. Переведите датчик температуры в положение MIN и включите зажигание. Датчик начнет крутится и примет правильное положение. Так вам будет проще вставить его на свое место, так как заслонка и редуктор будут в положении MIN.
  4. Приобретите двойник на шланг омывателя, так как это в будущем упростит монтаж и демонтаж ветровой накладки.

Как видите, в снятии радиатора отопителя нет ничего сложного, если знать, что нужно делать.

Радиатор

Когда из автомобиля начинает капать, водители стараются оттянуть замену радиатора отопления на авто как можно дальше, но рано или поздно починка становится неизбежной. Ведь вытекает не что иное, как тосол, без которого невозможно представить печку в рабочем состоянии.

Как установить печку старого образца

Начнем с установки радиатора печки старой модели на ВАЗ-2110. Для правильной установки повторите такие последовательные манипуляции:

  1. Отсоедините резиновый материал, который служит в роли уплотнителя жабо.
  2. Нащупайте под основным цилиндром для тормоза винт, позволяющий прикрепить жабо, и открутите его.
  3. Обратите внимание на правую сторону жабо – в этой части тоже размещены винты, избавьтесь от них.
  4. Теперь, когда жабо ничем не зафиксировано с этой стороны, отцепите 2 хомута, поддерживающие шланги и провода.
  5. Снимите клемму со знаком «+» и кабель «-», идущий от вентилятора.
  6. Пришло время выдвинуть левый край жабо вперед. Снова отсоедините несколько винтов.
  7. Избавьтесь от ветровой накладки.
  8. Если ВАЗ 2110 оснащен клеммой для датчика, отражающего уровень тосола, открепите его и уберите от расширительного бачка шланг, который предназначен для отвода пара.

Читайте также: Как поменять передние стойки на ВАЗ 2110

На этом этапе замена радиатора печки включает последовательное снятие целого ряда деталей, а именно:

  • шланга, размещенного для омывания и опрыскивания переднего стекла на ВАЗ-2110;
  • стеклоочистителей;
  • накладки, созданной для ветрового стекла;
  • зажимов, фиксирующих корпусную часть к вентилятору;
  • фильтр воздуха, который поступает в салон ВАЗ-2110;
  • оставшуюся часть вентилятора;
  • разных шлангов, отвечающих за подачу и обратку, а также пароотводящего шланга;
  • применив усилие, отсоедините корпус радиатора.

Тщательно рассмотрите корпус, если он выполнен из меди и протекает, не нужно избавляться от него и бежать за новым радиатором, специалисты утверждают, что небольшую течь можно починить. Дело в том, что медь – материал, который достаточно легко поддается пайке, безусловно, если у вас нет опыта в таком деле, лучше заручиться помощью друга или же перепоручите процедуру опытному мастеру, но тогда придется потратиться.

Благодаря тому, что медь поддается множественным манипуляциям, агрегат можно ремонтировать несколько раз, поэтому медное изделие, установленное в ВАЗ-2110, считается самым качественным, следом за ним по качеству находится ДААЗ.

Когда радиатор уже очищен, осмотрен и наконец исправлен, можно приступать к его установке в отведенное для этого место. Но если радиатор не удалось починить, тогда купите новый и постарайтесь провести замену самостоятельно. Ездить каждый раз на СТО – конечно хорошо, но это требует времени и денег, к тому же если вы постепенно начнете обучаться тому, как обслуживать машину, вам не будут страшны поломки на трассах между городами, ведь с небольшими сможете справиться сами.

Замена радиатора печки на ВАЗ 2110 проводится в обратном порядке относительно снятия этой детали, описанном выше. На что советуют обратить внимание специалисты? Несколько раз проверьте, размещается ли педаль пластикового корпуса вентилятора в пазовом соединении. Если нет – какой бы хороший ни был агрегат, вам не удастся поменять положение заслонки, что чревато холодным воздухом в салоне ВАЗ 2110.

Для наглядности процесса предлагаем посмотреть следующую видеоинструкцию: https://www.youtube.com/watch?v=0QbaBHTCnbY

Замена радиатора печки нового образца

Ремонт

Новая модель отопителя имеет ряд нюансов, которые, прежде всего, учитывают нюансы крепления к кузову. Снять корпус поможет откручивание таких деталей:

  • среднего винта, размещенного в нижней части лобового стекла;
  • пары гаек, ввинченных выше впускного коллектора;
  • гайки, находящейся возле фильтра слева;
  • если присутствует бачок, где располагается омывающая жидкость, очищающая заднее стекло автомобиля, избавьтесь и от него. Осталось отсоединить фильтр для воздуха.

Тонкость радиатора печки нового образца состоит в том, что отопитель можно рассоединить. Как это правильно сделать своими руками, показано в видеоролике: https://www.youtube.com/watch?v=_LMTKRwBTBY

Когда нет времени…

Не всегда мы обладаем достаточным количеством времени, чтобы потратить пару часов, которые занимает привычная замена радиатора печки на ВАЗ-2110, 2111, 2112. Поэтому народные умельцы предложили свой уникальный способ, не предусматривающий снятие всего отопительного устройства, что, соответственно, значительно облегчает процесс и экономит ваше время.

  1. Подсоединив патрубок, предназначенный для подогрева ДУ, избавьтесь от антифриза.
  2. Открутите все патрубки и отложите в сторону расширительный бак.
  3. Шаг за шагом разберите жабо.
  4. Отсоедините педаль тормоза, сделайте это вместе с ВУТ, после чего вы наконец получите свободный доступ к отопителю.
  5. Вытащите старое устройство и установите на его место новое. https://www.youtube.com/watch?v=ElXwZIN7cGk

Читайте также: Замена тормозных колодок на ВАЗ-2110

После того как замена радиатора отопления завершена, переходите к заливке тосола, вместе с этим предпочтительно сменить салонный фильтр. Такой простой вариант замены радиатора печки занимает не больше часа и носит название «через тормоза».

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.