Замена мотора отопителя lada 2101 (ваз 2101)

Вместе с холодами к нам приходит и необходимость все чаще включать вентилятор отопителя. То стекло запотело, то холодно и для более быстрого прогрева воздуха салона необходимо быстренько прогнать воздух сквозь радиатор отопителя. И тут этот вентилятор со своим противным шумом…

Когда шумит — это еще полбеды, а когда начинает визжать, а Вы стоите в пробке — иногда очень действует на нервы. Сегодня попробуем уменьшить шум отопителя ВАЗ 2101 — 2107.
Причины повышенного шума отопителя ВА
- Возможно, просто отстегнулась нижняя часть корпуса, которая крепится с помощью крючков — застежек. Если это так — достаточно вернуть их на место. Также очень часты случаи, когда просто отламываются выступы, за которые зацепляют эти фиксаторы. Тут уже выходов не много — либо что-то колхозить, либо купить новый корпус отопителя.
- Визг может появлятся из-за неодинаковых коэффициентов расширения вала (сталь) и латунь (втулка). Этот визг характерный при очень низких температурах, при достаточно долгой эксплуатации (соответственно износе). Выход — замена либо электродвигателя в сборе, либо замена втулочек с последующей обработкой их райбером.
- Визг также могут издавать текстолитовые шайбы, которые установлены для устранения осевого люфта. Они имеются по обе стороны вала электродвигателя. Как с этим бороться — рассмотрим далее.
Устранения визга отопителя ВАЗ
Для устранения этого вида шума вам необходимо снять вентилятор, очистить от пыли и грязи. Имейте в виду, что эти работы имеют отношение к электросети автомобиля, поэтому перед началом работ, необходимо отключить массу! Я не буду в пределах этого поста рассказывать о том, как снять вентилятор отопителя, будет интересно — будут посты об этом.
По сути, нам необходимо устранить осевой люфт двигателя вентилятора. Сделать это нужно с помощью шайб из фторопласта или аналогичного материала.

Главное, чтобы между этими материалами создавалось минимальное трение. Также не лишним будет смазать подшипники густой не реагирующей на температуру смазкой. Примером такой смазки может служить «МС-1000».
Далее осталось только разобрать электродвигатель вентилятора, изготовить необходимое количество шайбочек, смазать все, собрать электродвигатель. Имейте в виду, что устранение шума вентилятора с помощью моторного масла — кратковременное улучшение, а в последствии получите то, что было сначала. Моторные масла — слишком редкие, они очень быстро вытекают и высыхают.
Что вы получите в итоге? После смазки, вентилятор будет вращаться быстрее и тише, также пропадет визг в холодную погоду.
Выход из строя моторчика печки на классике — одна из распространенных проблем системы отопления и вентиляции. Но, чаще всего, автолюбители сталкиваются с тем, что электродвигатель вентилятора начинает работать со свистом, скрипом, появляется гул и другие непонятные звуки.
В этих случаях можно на некоторое время восстановить нормальную работу моторчика. Для этого следует разобрать двигатель, промыть его от грязи, пыли и смазать втулки и другие трущиеся детали графитной смазкой. Для подшипников подойдет смазка Литол-24.
На заметку: моторчик печки на подшипниках более надежный и менее шумный по сравнению с мотором на втулках.
Также следует убедиться в том, что крыльчатка не задевает корпус (кожух). При необходимости слегка подточите лопасти.
Что делать, если моторчик печки не работает (не включается, не крутятся лопасти)?
Возможные причины неисправностей и способы их устранения:
- Повреждены провода, окислены или неплотно надеты их наконечники.
Обожмите клеммы, зачистите наконечники, замените неисправные провода.
- Замыкание на «массу» обмотки якоря (сразу перегорает предохранитель).
Замените электродвигатель.
- Износ, зависание щеток электродвигателя, обрыв в обмотке якоря, окисление, износ коллектора.
Зачистите коллектор или замените электродвигатель.
- Неисправен переключатель отопителя.
Замените переключатель.
Электродвигатель вентилятора отопителя не работает на малых оборотах
- Сгорел дополнительный резистор, повреждены его провода или неплотно надеты их наконечники.
Замените резистор, обожмите клеммы, зачистите наконечники, замените неисправные провода.
- Неисправен переключатель отопителя.
Замените переключатель.
Якорь моторчика вентилятора печки вращается медленно
- Загрязнен или окислен коллектор.
Зачистите коллектор или замените электродвигатель.
- Заедание вала якоря в подшипниках (скрип, визг, может перегорать предохранитель).
Замените электродвигатель.
- Межвитковое замыкание обмотки якоря (может перегорать предохранитель).
Замените мотор вентилятора печки.
Сколько стоит новый мотор печки?
Моторчики обычно продаются в сборе с крыльчаткой или без. В Московском регионе (город Москва и область) цена за новый мотор печки на подшипнике с крыльчаткой для автомобилей ВАЗ 2101-07, ОКА, ВАЗ 2121 НИВА составляет около 500-600 рублей. Без крыльчатки — на 100 рублей дешевле.
Характеристики электродвигателя вентилятора печки:
- Номинальное напряжение 12 В
- Номинальная мощность 20 Вт
- Максимальный ток 5,0 A
- Номинальная частота вращения 3000 мин −1
- Масса 0,85 кг.
Применяется на следующих автомобилях: ВАЗ 2101…2107, 2121 «Нива», 1111 «Ока».
Еще несколько советов:
Желательно прямо в магазине проверить работу моторчика. После покупки обязательно сохраняйте чек.
Были даже смешные случаи продажи бракованных изделий, когда моторчик печки крутил в обратную сторону, и люди жаловались на плохую работу вентилятора, причем все провода (масса, и другие выводы) были подключены верно.
Проблема заключалась в том, что сборщики на заводе перепутали провода, припаяв их к другим щеткам. Поэтому в наше время не стоит ничему удивляться, и даже моторчику печки с вентилятором, который дует в другую сторону!