Замена кпп lada 2108i (ваз 2108i)

Коробка передач, в любом автомобиле, отвечает за повышение и понижение скорости ведущих колес, при одном и том же количестве оборотов коленчатого вала. Двигатель, сам по себе, не достаточно мощный, и диапазон его нормальной работы (без повышенного износа) колеблется от 1500 до 4000 оборотов в минуту. Поэтому, чтоб при данных оборотах двигатель имел разную скорость, на машине используется коробка переключения передач (кпп).

По типу, коробки делятся на 2 вида — механическая и автоматическая. В данной статье, речь пойдет именно о механике, на автомобиле ВАЗ 2108.

Устройство

Коробка передач ваз 2108 состоит из множества деталей и узлов. Все они тесно связаны между собой, и неисправность любой из них может повлечь за собой полный отказ работы всего механизма. А состоит кпп из таких запчастей:

  • Кронштейн троса педали сцепления. Он отвечает за рабочий ход самой педали, и разъединение ведущего и ведомого диска. При нормальной работе кронштейна, педаль должна нажиматься туго, и при отпускании возвращаться в исходное положение. Если же деталь неисправна, то педаль сцепления будет проваливаться, при этом не разъединяя диски;
  • Показатель уровня масла в поддоне картера (щуп). Служит для того, чтоб определить количество масла в двигателе. На щупе имеется две пометки: min (минимальный уровень) и max (максимальный уровень). Следите за тем, чтоб масло было между этими пометками. При повышенном уровне, оно может продавить сальники, и двигатель даст течь, а при пониженном — давление будет недостаточным, для смазки верхней части блока цилиндров, что приведет к значительному повышению износа;
  • Картер. Устанавливается в самой нижней части двигателя. В него, в процессе работы, стекает всё отработанное масло. После того, как картер наполнится, масло снова попадает в систему за счет масляного насоса;
  • Вилка включения/выключения сцепления;
  • Первичный вал. Связан напрямую с двигателем, и передает его обороты на вторичный вал, который отвечает за вращение колес. На первичном (ведущем) валу, шестеренки закреплены неподвижно;
  • Подшипник включения сцепления;
  • Сальник вала, отвечающий за привод колес;
  • Защитный чехол штока переключения передач;
  • Задняя, правая и левая опора кпп;
  • Сливная пробка;
  • Пробки, фиксирующие передачу;
  • Вторичный вал;
  • Дифференциал. Распределяет крутящий момент ведущего вала, между ведомыми;
  • Синхронизаторы. Выравнивают частоту вращения вала, для плавного переключения передачи.

Все механизмы кпп, работают в состоянии трения. Поэтому, для уменьшения их износа и понижения температуры, используют специальное трансмиссионное, полусинтетическое масло. Его замену стоит проводить не реже, чем один раз в 75 000 километров.

Замена масла в коробке передач ваз 2108

Количество нужного масла в коробке, определяется ее типом — пятиступенчатая (3,3 литра) и четырехступенчатая (3 литра). Специалисты рекомендуют использовать продукцию изготовителей: «Рексол-Т» (GL-4, 80W-85), «Волнез ТМ4» (GL-4, 80W-90) и «ОмскОйл Транс П» (GL-4/5, 80W-85).

Сливать масло с коробки, следует строго после прогрева. Перед тем, как отвернуть пробку слива, снимите резиновый колпак с сапуна, который находится сверху на кпп. Тщательно промойте сапун, используя бензин. Труднодоступные места прочистите с помощью обычной проволоки. После прочистки оденьте колпачок обратно. Теперь можно приступить непосредственно к сливу масла. На нижней части коробки передач, расположена сливная пробка, которая имеет гнездо под ключ — шестигранник. Выкрутите его полностью, и подождите пока масло сбежит. Желательно подставить посудину, если Вы делаете данную процедуру в домашних условиях. После того, как масло полностью стечет, закрутите пробку обратно.

Вытяните щуп, и в это же отверстие залейте новое масло. Сам щуп протрите насухо, и установите на место. Подождите 5 секунд, и снова вытяните его. Уровень масла должен быть около верхней отметки, если он ниже — долейте. Помните, что масло имеет густую консистенцию, и для того, чтоб оно полностью стекло, понадобиться немного времени.

На некоторых коробках передач ВАЗ 2108, масло заливается через горловину, которая находится над сливной пробкой. Щуп на таком типе коробки отсутствует.

Демонтаж коробки

Иногда, случается такое, что кпп выходит из строя, а причину установить сразу невозможно. Для этого, коробку передач приходится демонтировать. К сожалению, не всегда есть возможность добраться до сервисного центра, и снятие коробки приходится осуществлять своими руками. Давайте ознакомимся с порядком действий.

В целях безопасности, демонтаж коробки рекомендуется проводить вдвоем, так как некоторые детали имеют значительный вес, и при падении, могут травмировать человека.

Итак, приступим к снятию кпп. Для начала, снимите с аккумулятора плюсовую клемму, а с самой кпп слейте жидкость. После этого, демонтируйте защиту поддона. На самом картере имеется провод, так называемая масса, которая прикреплена к нему болтом. Этот проводок, нужно снять, и убрать немного в сторону, дабы не зацепить его и не порвать, при дальнейшей работе с демонтажем коробки.

Первым делом, нужно вынуть трос сцепления, открутив немного гайку на нем. Далее, разъедините колодку с реле стартера. Открутите три болтика крепления, и отсоедините стартер.

Теперь переходим под автомобиль. Здесь нужно послабить хомут, и отсоединить шарнир от тяги переключения передач. Отверните тросик привода спидометра и провод включения лампы заднего хода.

Далее, открутите гайки, расположенные на рычаге подвески. Выкрутите полностью гайку, соединяющую растяжку и кронштейн. После того, как обе растяжки будут освобождены, отверните их в стороны, чтоб они не мешали Вам продолжать демонтаж.

Шплинт гайки, отвечающей за крепеж шарнира шаровой к рычагу поворота, нужно выкрутить и вытянуть. Гайки шарнира рулевой тяги, так же нужно открутить. Далее, нам нужно выбить палец шаровой, из стойки рычага поворота. Для этого нам понадобится съемник. После, выкрутите два болта, и разъедините шаровую с поворотным кулаком. С одного из шрусов ведущих колес, нужно выбить хвостовик. Для этого, можно использовать монтировку. Когда один шрус будет свободным, Вам нужно будет освободить и второй. Для того, чтоб сделать это без проблем, на место выбитого хвостовика нужно вставить временную затычку.

Далее, снимите кожух картера. Затяжку между блоком цилиндров и картером, крепящуюся на трех болтах, нужно ослабить. Поскольку, после снятия кпп ВАЗ 2108, двигатель лишится нижней опоры, его рекомендуется подстраховать. Делается это следующим образом:

  • Найдите крепкий деревянный брус, длинной около 1,5 метров;
  • Положите его опоры передних стоек так, чтоб он располагался над двигателем;
  • Привяжите двигатель к брусу, используя прочные веревки или цепь.

Теперь, когда двигатель подстрахован, можно смело отсоединять заднюю и левую силовую опору от кузова автомобиля. Дальше, двигайте коробку в противоположную сторону от двигателя, до тех пор, пока первичный вал не выйдет из сцепления. Будьте осторожны, чтоб не повредить лепестки, расположенные на пружине диафрагмы сцепления.

Вот и всё. Ваша коробка передач готова к дальнейшей разборке и замене изношенных деталей. Сама разборка проводится в зависимости от местонахождения поломки.

На ВАЗ 2114 и на других моделях семейного ряда LADA SAMARA устанавливается пятиступенчатая коробка передач, объединенная с дифференциалом и главной передачей. В принципе коробка от ваз 2114 ни чем не отличается от ваз 2108. Единственное, на ваз 2108 нет щупа, и разгон на ней будет по резвее.

Как снять коробку передач?

  • комплект ключей;
  • отвёртки;
  • помощник;
  • wd-40;
  • доска или иное подвесное оборудование.
  1. Ставим автомобиль на эстакаду (яму) и снимаем защиту картера, отвернув 3 крепления.
  2. Далее нам нужно снять тросик сцепления от вилки выключения сцепления. Затем вытаскиваем его из кронштейна на коробке.

    С целью полного понимания для читателя, слайды относятся к пунктам 3-19 по порядку кроме 14 пункта, где нужно вывесить двигатель.

  3. Далее нужно снять колодку проводов от датчика скорости (ДС). Колодка закреплена пружиной, поэтому, для его снятия, сожмите пружинку.
  4. Откручиваем болт 1 крепления кронштейна модуля зажигания к нашей коробке передач. И болт под номером 2 и 3, показанные на рисунке.
  5. Залезаем под авто и находим колодку проводов датчика заднего хода. Отсоединяем её.
  6. Затем отворачиваем 2 болта крепления кронштейна реактивной тяги к коробке.
  7. Ослабляем хомут тяги переключения скоростей коробки передач. Вынимаем тягу от шарнира штока выбора передач, отодвинув её назад.
  8. Снимаем приводы колёс. Вставленную вместо одного из приводов заглушку привяжите веревкой или проволокой, чтобы она не выпала во время снятия коробки. Правый привод полностью можно не снимать. Отсоединяем его от коробки и подвешиваем в кузову, предварительно отведя в сторону.
  9. Чтобы коробку можно было снять без дополнительных трудностей, отворачиваем два болта левой шаровой опоры от поворотного кулака.
  10. Откручиваем нижнее правое крепление коробки передач к двигателю ( на рисунке под номером 1). Поддерживающий кронштейн (под цифрой2 на рисунке) нужно со шпильки.
  11. При необходимости достаточно всего лишь ослабить затяжку крепления кронштейна.
  12. Отворачиваем 3 болта крепления, снимаем крышку (под номером 1) картера (под номером 2) сцепления.
  13. Откручиваем болт левого нижнего крепления коробки передач.
  14. Вывешиваем двигатель при помощи доски или иного приспособления.
  15. Откручиваем гайку крепления левой опоры силового агрегата ( снизу автомобиля).
  16. Откручиваем 2 гайки крепления задней опоры силового агрегата к кузову.
  17. Откручиваем 2 болта крепления задней опоры силового агрегата к коробке передач, удерживая вторым ключом гайки от проворачивания, и снимите опору.
  18. Вставляя отвертку между картером сцепления и блоком цилиндров, сдвиньте коробку передач с направляющих втулок. При этом обязательно придерживайте ее.
  19. Сдвиньте коробку передач максимально назад, пропустив заднюю крышку коробки над растяжкой передней подвески (первичный вал должен выйти из сцепления). Если первичный вал не удается вывести из сцепления, отожмите двигатель в сторону. Опустив передний конец коробки, выньте ее из-под автомобиля.

Устанавливать коробку передач нужно строго в обратном порядке. После установки нужно отрегулировать привод сцепления (Как отрегулировать привод сцепления?) и рычаг кпп, залить трансмиссионное масло.

Сальник штока коробки переключения передач, вышедший из строя, становится причиной утечки масла из КПП. Замену сальника коробки ВАЗ 2108-2109 можно сделать двумя способами: с демонтажем коробки или на самом автомобиле. Дальше подробнее рассмотрим второй вариант.

Как самостоятельно продиагностировать сальник коробки

Первыми показателями, свидетельствующими о необходимости замены сальника коробки, являются масляные следы на асфальте после длительного простоя автомобиля. Но при этом важно понимать, что причин этого дефекта может быть несколько (как вариант, не до конца закрученный масляный фильтр). Но, если дело все же в сальнике, важно вовремя обнаружить и устранить проблему, потому что масло за пределами коробки может привести к необходимой ее замене. Чтоб не доводить до таких последствий, стоит периодически проверять масло и отслеживать его уровень в КПП и в двигателе. Кроме того, неисправность сальника может вызвать хруст при переключении скоростей.

Необходимые инструменты:

  • ключи на «10», «13»;
  • шило;
  • специальная шлицевая отвертка, по форме напоминающая вязальный крючок;
  • пластиковая пробка.

Для замены сальника нужно установить ТС на подъемник или смотровую яму, зафиксировав автомобиль противооткатными клиньями и установив его на ручник.

Алгоритм замены сальника штока коробки передач ВАЗ 2108-2109

  1. Под резиновым пыльником найти шток коробки (при неисправном сальнике обнаружить его легко по масляному пятну).

Также ознакомьтесь

  1. Отогнуть широкую часть пыльника. Внизу находится прикрепленный к штоку карданчик.
  2. Для доступа к сальнику нужно ключом на «13» отключить этот карданчик от штока, а затем отключить его и от рычага переключения передач.
  1. Выкрутить гайку, ослабив соединение карданчика и рычага.
  2. Извлечь карданчик из рычага (включится 1-я или 3-я передача).
  3. Ключом на «10» отсоединить его, отведя рычаг в сторону.
  1. Демонтировать резиновый пыльник. Сальник расположен в углублении — месте, где шток входит в коробку. Чтоб извлечь нужную деталь, придется использовать шило или саморез.
  2. Перед заменой сальника ВАЗ 2108-2109 важно прочистить посадочное место, убрав масло, песок, другую скопившуюся грязь.
  3. Установить новый сальник штока коробки передач.
  4. Закрепить новый сальник КПП в посадочном месте.
  5. Замену сальника коробки ВАЗ 2108 легче сделать с пробкой от пластиковой бутылки. При этом внутреннюю часть пробки необходимо вырезать и через нее установить новый сальник.

Сборка выполняется в обратном порядке.

Будьте внимательны!

Работа с креплением карданчика (в том числе и с сальником коробки) приводит к смещению кулисы, поэтому возникают трудности с переключением некоторых скоростей. Причина их в крепежном и регулировочном винте на «13», соединяющем карданчик и рычаг переключения скоростей. Поэтому после того как будет установлен новый сальник, нужно проверить положение рычага и по необходимости отрегулировать его.

После того как все собрано, стоит проверить уровень масла, и если требуется, долить его. Затем проверить работу, удостовериться, что никаких подтеков нет.

Рекомендуем почитать

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.