Замена клапанов lada kalina sedan (ваз калина)

В одной из предыдущих статей о причинах повышенного расхода масла в двигателе я писал о маслосъемных колпачках, или как их еще называют — сальники клапанов. Они предназначены для того, чтобы масло из головки блока цилиндров не попадало в камеру сгорания через направляющие втулки клапанов. Они могут либо износиться, либо же наоборот — затвердеть, что приводит к печальным последствиям. Масло начинает проникать в камеру сгорания, и будет сгорать вместе с бензином.
Если ситуация запущена, то признаки износившихся колпачков можно увидеть, вывернув свечи зажигания. Тех цилиндры, в которые пропускает масло, будут закидывать свечи и это сразу будет видно. Ниже буду приводить пример, который выполнял на девятке, но принцип проведения этого ремонта полностью аналогичен Калине 1,6 8-клапанов, так как конструкция одинаковая. Предварительно необходимо будет выполнить следующие действия:
- Снять клапанную крышку
- Скинуть ремень ГРМ и снять звезду распредвала, предварительно отвернув болт ее крепления, после чего вынув шпонку
- Открутить и вынуть распредвал
- Извлечь толкатели клапанов вместе с регулировочными шайбами (обязательно сложите их в том же порядке, чтобы назад поставить так же)
В результате получаем примерно следующую картину:

Далее все готово для того, чтобы приступать к работе, и здесь нам понадобятся следующие инструменты:
- Пинцет или длинногубцы
- Магнитная рукоятка
- Отвертка плоская
- Оловянный пруток или длинная веревка (потом объясню)
- Свечной ключ
- Рассухариватель клапанов
- Съемник маслосъемных колпачков: для Калины подходит восьмерочный

Хочу обратить внимание на то, что рассухариватель у меня на фото изображен не весь, он еще включает в себя специальную рейку, чтобы выполнять этот процесс было гораздо быстрее и легче. Ниже увидите все на деле. Рейку устанавливаем таким образом, чтобы отверстия находились в задней части двигателя. Одевается она на шпильки крепления распредвала. Наглядно все хорошо показано на фото:

Теперь в первое слева отверстие просовываем сам рычаг рассухаривателя, чтобы в конечном счете им можно было надавить на пружину клапана. Вот так все это выглядит на деле:

Итак, первым делом выкручиваем свечи зажигания и устанавливаем поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ), после чего слегка изогнутый оловянный пруток (или другой из мягкого металла) просовываем в свечное отверстие. Нам необходимо, чтобы он попал между поршнем и клапаном.
Затем нужно выполнить следующие меры предосторожности, чтобы во время выполнения работы не повредить поверхность ГБЦ. Нам понадобится пластиковая бутылка. Вырезаем небольшой кусок из нее, чтобы его можно было свернуть в трубочку. Высота полученного цилиндра должна получиться примерно равной глубине колодца клапана:

Когда будете нажимать рычаг вниз, необходимо, чтобы тот самый пруток, который просовывали в отверстие, попал именно между поршнем и клапаном, иначе рассухарить ничего не получится. Если при таком подходе у вас ничего не получается, есть еще один способ — я им пользовался при ремонте Ауди 100. В свечное отверстие просовывал веревку. Важно, чтобы она была в меру гибкой и не совсем тонкой — что-то типа толстого шнурка с обуви. Наталкивать придется много, чтобы она заполнила всю камеру сгорания.
Когда клапан упирается, то под действием рычага, пружина сжимается, тем самым дает нам возможность добраться до сухарей:

В этот самый момент нужно пинцетом или магнитной рукояткой вытащить их, чтобы освободить клапан от пружины:

После того, как оба сухаря извлечены, потихоньку отпускаем рычаг и откидываем его назад — он нам пока не понадобится. Далее снимаем верхнюю тарелку:

Затем вынимаем пружины, как наружную, так и внутреннюю:

Теперь можно приступать непосредственно к замене маслосъемных колпачков. Для этого понадобится специальный съемник. Одеваем его на колпачок и постукиваем по оси грузиком сверху вниз несколько раз, пока съемник как положено захватит колпачок.

Затем пробуем аккуратно тянуть вверх, чтобы снять колпачок с клапана.

Перед заменой, новые колпачки необходимо окунуть их в масло. Затем обязательно перед установкой надеть на клапан пластиковый колпачок (защитный), который должен быть в комплекте с сальниками:

И теперь обратной стороной съемника напрессовываем сальник на клапан до упора:

Далее снимаем защитный колпачок, одеваем на место две пружины и верхнюю тарелку клапана, и опять же, при помощи рассухаривателя сжимаем пружину, устанавливая сухари на место. Это удобно делать пинцетом или длинногубцами. С остальными цилиндрами проводим аналогичную операцию. Затем все собираем в обратной последовательности. Если расход масла остался выше допустимого уровня, а компрессия в моторе нормальная, то скорее всего дело в направляющих втулках.
Надеюсь, ничего не упустил, а то пишу все это уже с полузакрытыми глазами.
Вам потребуются: все инструменты, необходимые для снятия крышки головки блока цилиндров (см. «Замена уплотнения головки блока цилиндров»), привода газораспределительного механизма (см. «Замена ремня привода газораспределительного механизма и натяжного ролика», задней крышки ремня привода газораспределительного механизма (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»), снятия головки блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров», а также пинцет или намагниченная отвертка для извлечения сухарей из тарелок пружин клапанов, приспособление для сжатия пружин клапанов, приспособление для снятия и оправка для установки маслосъемных колпачков1 Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.2 выверните свечи зажигания (см. «Замена свечей зажигания»).
3 Установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия (см. "Установка первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия")4 Снимите ремень привода газораспределительного механизма (см. "Замена ремнягазораспределительного механизма и натяжного ролика").5. Снимите шкивы распределительных валов "Замена прокладки головки блока цилиндров".6. Снимите заднюю защитную крышку ремня привода газораспределительного механизма "Замена прокладки головки блока «7. Снимите головку блока (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»

8. Выверните торцовой головкой «на 8» двадцать болтов крепления корпуса подшипников распределительного вала и снимите корпус

9. Выньте распределительные валы из опор головки блока цилиндров

10 Извлеките из отверстий головки блока цилиндров гидротолкатели клапанов

11. Установите приспособление для сжатия пружин клапанов, ввернув в одно из отверстий головки блока болт крепления крышки подшипника распределительного вала и зацепив приспособление за этот болт. Сожмите приспособлением пружину клапана и выньте два сухаря из верхней тарелки пружины с помощью пинцета или намагниченной отвертки. Затем снимите приспособление.

12 Снимите тарелку пружины

13 Снимите пружину

14. Спрессуйте маслосъемный колпачок с направляющей втулки клапана.15. Окуните маслосъемный колпачок в моторное масло и вставьте его в оправку.

16. Осторожно запрессуйте колпачок до упора.17. Установите пружины и тарелки пружин.

18 Сжимая пружину приспособлением установите сухари так, чтобы они встали в проточки стержня клапана

19. Установите гидротолкатель клапана.20. Аналогично замените маслосъемные колпачки остальных клапанов.21. Установите головку блока на двигатель "Замена прокладки головки блока цилиндров«.22. Смажьте моторным маслом опоры распределительных валов в головке блока и гидротолкатели.

23. Установите распределительные валы в опоры головки блока так, чтобы кулачки 1-го цилиндра были направлены в сторону от толкателей клапанов.Примечание

Распределительный вал впускных клапанов снабжен отличительным пояском.24. Смажьте моторным маслом шейки и кулачки распределительных валов.

25. На поверхность головки блока цилиндров, сопрягаемую с корпусом подшипников распределительных валов, нанесите герметик типа «Локтайт-574» валиком диаметром 2 мм.Предупреждение

Пускать двигатель разрешается не раньше чем через 1 ч после нанесения герметика. 26. Установите корпус подшипников и затяните болты его крепления равномерно крест-накрест, начиная со средних опор.27. Установите снятые детали газораспределительного механизма (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров») и отрегулируйте натяжение ремня привода газораспределительного механизма (см. "Замена ремня привода газораспределительного механизма и натяжного ролика«).28. Установите снятые детали привода генератора и отрегулируйте натяжение ремня привода генератора (см. «Проверка натяжения ремня привода генератора»).

Для тех кто не знает, что такое термостат и как он устроен — немного теории…
Работает термостат исключительно под воздействием законов физики, он полностью механичен. Открытие клапана происходит благодаря твердому термочувствительному элементу, который плавится от нагревания, открывая заслонку для свободного движения охлаждающей жидкости большому кругу.
- Длительный прогрев двигателя.
- Безосновательное повышение температуры охлаждающей жидкости, или перегрев двигателя.
Теперь давайте поговорим о том, как заменить термостат в случае его выхода из строя. В качестве подопытного выступит популярная ВАЗовская модель — Лада Калина.
- Набор отверток.
- Два торцевые ключа на «12», «13».
- Силиконовый герметик.
- Емкость для того чтобы слить ОЖ примерно (5 л).
- 1-2 часа свободного времени.
- Термостат Лада Калина.
1. Первым делом слейте охлаждающую жидкость.

- а. Со стороны моторного отсека выкрутите два верхних болта и гайку. Все детали сложите в одно место, это позволит вам не потерять их в процессе выполнения замены термостата.
- б. Теперь снимите с клапана рециркуляции, разъем расположенный на корпусе фильтра.
-
- в. Снимите клапан, потянув его вверх. Отведите его вместе с трубками немного в сторону, чтобы не мешал вам работать.
- г. Нужно снять разъем с воздушного датчика, после, ослабив хомут, снимите воздушный шланг.
-
- д. Слегка расшатывая и проворачивая, извлеките корпус воздушного фильтра наружу.

5. Открутите шпильку и гайку на термостате, используя ключ на «13». Слегка расшатывая, снимите термостат. Иногда для того чтобы это сделать приходится применять отвертку или другое приспособление, это объясняется тем, что за годы эксплуатации термостат порядком «прикипает» к своему посадочному гнезду.
6. Перед тем как установить термостат Лада Калина подготовьте посадочное, для этого очистите его от пыли и грязи, а также остатков старой прокладки.

Читайте также:
9. Установка термостата Калина производится в обратной последовательности. Установите новый термостат, и не забудьте о температурном датчике, его нужно снять со старого термостата.
10. Прикрутите массовый провод обратно на верхнюю шпильку крепления.
12. По окончанию сборки проверьте герметичность всех соединений, для этого необходимо завести мотор. Не спеша, внимательно осмотрите все соединения и убедитесь, что на них нет подтеканий. При необходимости подтяните хомуты.