Замена клапанов lada 21099i (ваз 21099i)

Многие автовладельцы ВАЗ 2109 привыкли обращаться за помощью в автосервис, даже при такой довольно несложной операции, как регулировка тепловых зазоров клапанов. На самом же деле эта работа не так уж сложна и ее можно сделать своими руками. Для этого достаточно лишь иметь следующий набор инструментов и приспособлений, список которых приведен ниже:

  1. Ключ на 10 для снятия клапанной крышки и кожуха ремня ГРМ
  2. Домкрат
  3. Длинногубцы или пинцет
  4. Приспособление для регулировки клапанов ВАЗ 2108-09
  5. Плоская и крестовая отвертки
  6. Необходимые регулировочные шайбы
  7. Набор щупов

приспособления для регулировки клапанов на ВАЗ 2109

Порядок регулировки тепловых зазоров клапанов на ВАЗ 2109-21099

Внимание! Двигатель автомобиля должен быть холодным и его температура в момент проведения регулировки не должна быть выше 20 градусов.

Видео руководство по выполнению работы

Чтобы наглядно продемонстрировать порядок работы по выполнению регулировки тепловых зазоров, было решено записать специальный видео ролик, который все показывает детально.

Если из представленного выше руководства вам осталось что-то непонятным, то ниже все будет изложено в привычной всем форме.

Фото отчет проведенного техобслуживания

Итак, прежде чем приступать к выполнению этой операции, первоначально нужно снять клапанную крышку, а также кожух, под которым находится механизм ГРМ.

После этого необходимо выставить газораспределительный механизм по меткам. Для этого поддомкрачиваем переднюю правую часть автомобиля, чтобы рукой можно было прокручивать колесо для выставления меток фаз газораспределения.

Затем крутим колесо до совмещения метки на звезде распредвала и риски на задней крышке ГРМ, как наглядно продемонстрировано на картинке ниже:

выставление шестерни ГРМ по меткам на ВАЗ 2109-21099

В это же время смотрим, чтобы метка на маховике также совпадала с вырезом. Смотреть нужно в окошко, которое расположено справа от четвертого цилиндра на картере КПП. Предварительно необходимо вынуть резиновую заглушку:

метка на маховике ВАЗ 2109-21099

Когда распредвал находится в таком положении, можно приступать к измерению тепловых зазоров между кулачками и толкателями 1, 2, 3 и 5-го клапанов (отсчет ведется слева):

измерение зазора клапанов на ВАЗ 2109-21099

Для впускных клапанов номинальный зазор должен составлять 0,20 (±0,05)мм, а для выпускных 0,35 (±0,05)мм. Если вы не знаете расположения, то могу сказать: слева направо по порядку: выпуск-впуск, впуск-выпуск и т.д.

Если при замере зазоров они выходят за предельно допустимые значения, необходимо произвести их регулировку путем установки новых регулировочных шайб. Для этого одеваем планку на шпильки крышки клапанов и фиксируем ее гайками.

планка для регулировки клапанов на ВАЗ 2109-21099

Теперь подводим рычаг механизма к нужному клапану, и направляем его как бы между толкателем и кулачком распредвала, и до самого конца утапливаем клапан:

прижимаем клапан для снятия регулировочной шайбы ВАЗ 2109

И когда толкатель максимально прижат вниз, необходимо вставить фиксатор между распределительным валом и толкателем:

IMG_3681

Стоит отметить, что вырез на толкателе должен быть быть направлен к вам, чтобы можно было удобно вынуть регулировочную шайбу. Для этого очень удобно использовать длинногубцы:

как вынуть регулировочную шайбу клапанов на ВАЗ 2109

После этого смотрим на ее размер, который указан на задней ее стороне:

размерность регулировочной шайбы на ВАЗ 2109

Теперь считаем исходя из замеренного зазора и толщины старой шайбы, какая толщина новой шайбы должна быть, чтобы добиться оптимального зазора.

Теперь можно вставлять новую шайбу на свое место и проводить регулировку дальше. Когда первые 4 клапана готовы, можно повернуть коленчатый вал на один оборот и провести аналогичную процедуру с остальными 4, 6, 7 и 8 клапанами.

Признаками того, что маслосъёмные колпачки утратили свою эластичность и стали пропускать лишнее масло в камеру сгорания, является синий дым из выхлопной трубы, особенно в момент перегазовки, и повышенный (больше 1 л на 1000 км пробега) расход масла. Ориентировочно клапанные сальники (так ещё называют маслосъёмные колпачки) выдерживают пробег до 20 000 км.

Причины для замены клапанных сальников

Замена маслосъёмных колпачков на ваз 21099 работа довольно трудоёмкая. Но имея при себе специальные приспособления можно значительно облегчить эту работу и, при определённых навыках, можно произвести своими руками следуя этой инструкцией. Замену клапанных сальников можно произвести без снятия головки блока цилиндров (ГБЦ).

Необходимые приспособления

Вам потребуются:

  • оправка для установки клапанных сальников;
  • приспособление для рассухаривания клапанных пружин;
  • приспособление для спрессовки старых сальников;
  • пруток оловянный;

Подготовительные работы

Итак:

  • отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора;
  • снимаем крышку, закрывающую шкив привода распределительного вала;
  • снимаем шкив распредвала (поз. 13) согласно инструкции по замене сальника распределительного вала;

Сняв шкив, проверяем, осталась ли на валу шпонка. Если шпонка осталась на валу, то её надо аккуратно снять, поддев отвёрткой, чтобы не потерять. Продолжаем:

  • cнимаем крышку воздушного фильтра, вынимаем фильтрующий элемент и отсоединяем крепление корпуса фильтра к головке блока цилиндров;
  • снимаем корпус воздушного фильтра, предварительно отсоединив от него шланг;
  • ослабляем хомут крепления шланга к крышке корпуса распредвала и снимаем его;
  • отворачиваем гайки крепления и снимаем крышку головки цилиндров (поз. 19) согласно инструкции по очистке деталей вентиляции картера, при этом стараясь не повредить прокладку;
  • отсоединяем шланг от датчика-распределителя (поз. 23) регулятора искрообразования;
  • отворачиваем крепления датчика, снимаем его со шпилек и отводим в сторону без отсоединения проводов;
  • откручиваем гайки, которые крепят топливный насос (поз. 22) снимаем его с корпуса привода вспомогательных механизмов и убираем в сторону, оставляя на месте шланги;
  • шестигранным ключом на 5 откручиваем крепление корпуса привода вспомогательных механизмов (поз. 24);
  • снимаем корпус со шпилек;

Совет: проверьте уплотнительное резиновое кольцо, которое установлено в корпус привода вспомогательных агрегатов и, в случае обнаружения дефектов или потери эластичности, замените кольцо новым.

  • отворачиваем крепление задней крышки ремня распредвала (поз.21);
  • отворачиваем крепление корпуса подшипников распредвала (поз. 16);
  • вынимаем распредвал (поз. 17);
  • снимаем толкатели клапанов (поз. 25)

Совет: пронумеруйте толкатели или разложите их так, чтобы не возможно было их перепутать при установке на свои места. Если перепутаете, то изменятся зазоры в клапанах.

Приступаем к замене маслосъёмных колпачков

Итак:

  • устанавливаем поршень первого цилиндра в верхнюю мёртвую точку (поз. 9);
  • выворачиваем свечу зажигания (поз. 26) и вставляем в отверстие оловянный пруток, подводим пруток под тот клапан, который собираетесь рассухаривать;
  • устанавливаем приспособление для съёмки сухариков;
  • наверните гайку на ближайшую шпильку, которой крепится крышка клапанов;
  • установите приспособление для снятия сухариков так, чтобы один конец одеть под гайку на шпильке, а другой упереть в тарелку клапанной пружины;
  • сжимая рычагом клапанные пружины, вынимаем пинцетом сухарики, после чего снимаем приспособление;
  • снимаем клапанные пружины вместе с верхней тарелкой;
  • устанавливаем приспособление для снятия клапанного сальника;
  • сначала резко ударьте бойком по втулке приспособления, а затем по ручке тем самым снимаем колпачок;
  • вынимаем колпачок из приспособления.

Совет: не рекомендуется снимать старый колпачок двумя отвёртками так, как можно легко отколоть буртик втулки, которая изготавливается из металлокерамики. И тогда придётся снимать всю головку блока цилиндров, чтобы заменить один клапан.

Совет: рекомендуется перед установкой нового сальника снимать с него пружинку так, как при прохождении сальника через выточки на штоке клапана, можно повредить его рабочую кромку. Кроме этого при запрессовке, пружинка может просто поломаться.

  • перед установкой нового сальника обязательно смажьте шток клапана моторным маслом;
  • вставьте новый сальник в оправку и аккуратно напрессуйте его на шток клапана до упора, уберите оправку и установите на место пружинку;
  • ставим на место клапанные пружины и тарелку;
  • устанавливаем приспособление для сжатия пружин и пинцетом ставим сухарики;

Совет: чтобы убедиться в том, что сухарики точно легли на свои места, пристукните слегка молотком по пружинам.

Чтобы поменять маслосъёмный колпачок на втором клапане первого цилиндра, надо подвести оловянный пруток под тарелку этого клапана. Проделываем ту же процедуру и со вторым клапаном. После окончания работ на первом цилиндре переходим на четвёртый цилиндр так, как поршень этого цилиндра тоже будет находиться в верхней мёртвой точке. После завершения работы на четвёртом цилиндре проворачиваем коленчатый вал на 180˚ и подводим к ВМТ поршни 2 и 3 цилиндров. Производим замену маслосъёмных колпачков на 2 и 3 цилиндрах.

Сборка двигателя

После замены клапанных сальников на всех цилиндрах приступаем к сборке:

  • Возвращаем поршень первого цилиндра в ВМТ так, как перед началом демонтажа.
  • Устанавливаем строго на свои места толкатели клапанов.
  • Смазываем опоры распределительного вала и толкатели клапанов моторным маслом.
  • Укладываем распредвал в опоры так, чтобы кулачки первого цилиндра смотрели вверх.
  • Смазываем шейки и кулачки распредвала моторным маслом.

В дальнейшем сборку производим в обратном порядке. Перед установкой корпуса подшипников распределительного вала в местах его прилегания к головке цилиндров необходимо нанести герметик.

Затяжку гаек корпуса подшипников распредвала необходимо проводить равномерно, стараясь не допустить перекосов и по схеме, представленной на фото. Если эту работу вы будете делать с помощником, то затратите до 8 часов. В автосервисе замена маслосъёмных колпачков со снятием головки блока цилиндров обойдётся примерно 3500 рублей. Без снятия головки блока цилиндров ориентировочно в 2000 рублей.

В случае если после выполнения ремонта головки блока производилась замена клапанов, то перед непосредственной их сборкой необходимо выполнить притирку. Так же, периодически в процессе эксплуатации автомобиля необходимо выполнять притирку и старых клапанов. Так как их посадочные седла, кромки клапанов постепенно изнашиваются и образуются щели, что приводит к снижению компрессии в камерах сгорания и как следствие потеря мощности, увеличение расхода топлива и масла в двигателе.

Для выполнения притирки клапанов на автомобиле ваз 2108 необходимо снять головку с двигателя, разобрать клапанный механизм. Так же потребуется специальное устройство для притирки, чистый керосин для проверки герметизации камер сгорания, притирочная паста. Подготовьте стандартный набор ремонтных инструментов. Порядок проведения ремонтных работ выглядит следующим образом:

  • Выньте клапан из своего посадочного гнезда и нанесите на поверхность рабочей фаски притирочную пасту.
  • Установите клапан обратно на свое место.
  • Закрепите притирочное приспособление за ножку клапана и проворачивайте клапан в обе стороны, периодически прижимая его к посадочному седлу.
  • Характерным признаком того, что притирку можно считать завершенной, является изменение цвета рабочей кромки на равномерный однотонно матовый.

После того, как вы притерли все клапана, тщательно промойте их в чистом бензине от притирочной пасты. Произведите сборку клапанов, после чего проверьте их на герметичность. Для этого залейте в камеры сгорания чистый керосин на один уровень во всех камерах и оставьте головку на несколько часов. Если керосин не уйдет значит герметичность в порядке, в противном случае произведите повторную притирку. На этом ремонтные работы по притирке клапанов ваз 2108 завершены.

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.