Замена катушки зажигания lada 2109 (ваз 2109)

Редко встретишь такого автомобилиста, даже самого блестящего чайника, который не знал бы, что такое искра и зачем она в двигателе проскакивает. Не из-за любознательности вовсе, а из-за того, что каждый, кто имеет переднеприводной ВАЗ 2108-2109, хотя бы раз или мок под дождем, пытаясь найти эту самую искру, или опаздывал на свидание или на работу, проклиная все на свете. Все на свете тут ни при чем, а скорее всего, дело в банальной и допотопной катушке зажигания. Чтобы больше никуда не опаздывать, разберемся с катушкой зажигания ВАЗ 2109 раз и навсегда.

Устройство катушки зажигания ВАЗ 2109

Независимо от того, инжектор или карбюратор установлен на полуторалитровом моторе девятки, система зажигания выполнена по доисторическому трамблерному типу. С одной стороны, это хорошо, дешевле обходится, а с другой стороны, сказывается на ресурсе деталей. Чем больше элементов в системе, тем выше вероятность поломки всей системы зажигания.

Катушка зажигания, или модуль, необходима для получения качественной искры на электродах свечи. Она способна выдать импульсы высокого напряжения, которые обеспечат разряд между электродами свечи зажигания. Грубо — это маленький трансформатор, работающий не в постоянном, а в импульсном режиме, который позволяет преобразовать автомобильных 12 вольт в огромных 20-30 тысяч вольт на выходе. Для передачи импульса такого огромного напряжения служат высоковольтные провода, которые тоже иногда могут подсунуть свинью. Принцип действия системы зажигания такого типа прост — распределитель, или трамблер, получает низковольтный импульс от бортовой сети, подает его на катушку зажигания, которая трансформирует его в импульс высокого разряда. Трамблер уже по своему усмотрению раздает искру по цилиндрам, согласно порядку работы.

Конструктивно, простенькая катушка зажигания выполнена из двух обмоток — первичной и вторичной, намотанных на магнитопровод. Первичка намотана из провода более толстого сечения и с меньшим количеством витков, вторичная же обмотка имеет тонкий провод и больше витков. Высокое напряжение образуется в результате электромагнитной индукции и накоплению электромагнитного заряда, а передача высоковольтного заряда происходит во время отключения первичной обмотки. В некоторых мощных спортивных двигателях для повышения надежности искрообразования устанавливали двойные дистанционные системы зажигания, которые минимизировали риск появления детонации и делали работу двигателя более стабильной. В этих системах зажигания установлены по две свечи на цилиндр.

Видеоурок о том, почему нет искры в ВАЗ 21099

Признаки неисправности катушки 2109

В этой схеме роль катушки переоценить невозможно. Стоит ей потерять работоспособность, хотя бы частично, и это чревато полной остановкой двигателя. Подлость устройства заключается в том, что происходит это совершенно неожиданно, без всяких предварительных предупреждений и моральной подготовки водителя. Хотя внимательный водитель может все-таки заметить некоторые отклонения в работе мотора, которые могут выражаться в следующем:

  1. За 400-500 км до выхода из строя, катушка исправно работает на холодном двигателе только после 1-2 минут прогрева. До этого двигатель запускается, но конвульсирует, что чаще всего списывают на мусор в системе холостого хода. В это же время могут появляться сбои в переходных режимах работы двигателя на малых оборотах, примерно до 1000 об/мин. Их тоже тяжело вычислить, поскольку сбоит мотор не более 30 секунд, после чего все становится на места.
  2. Еще один кратковременный симптом — при холодном запуске двигателя и при нажатой педали акселератора, двигатель начинает активно троить, но происходит это тоже всего несколько секунд, работа мотора нормализуется после отпускания педали и нового нажатия.
  3. Во время ускорения и при смене передач могут возникать временные сбои в виде рывков, вибрации, ухудшения динамики, но симптомы исчезают так же неожиданно, как и появились. Это тоже может длиться несколько секунд, но повторяться все чаще.
  4. Стоп-машина. Двигатель отказывается запускаться, искра отсутствует полностью.

При первых же появлениях этих симптомов, грамотный девяточник обязательно заедет в магазин, чтобы купить и положить в багажник запасную катушку зажигания. Цена фирменной ВАЗовской катушки МЗАТЭ-2 около 600 рублей. Лишних 850 грамм в багажнике погоды не сделают, но обиднее будет, когда ее не окажется под рукой. Стоимость фирменной Бошевской катушки втрое больше, катушка на девятку от Валео тоже будет стоить около 1500 рублей.

Диагностика и ремонт катушки зажигания 2109

«Ремонт» — это громко сказано. Едва ли кто-то соберется разбирать катушку, чтобы искать в ней пробой, да и в принципе они не ремонтируются. Просто достаются из багажника и заменяются новыми. Как они попадают в багажник, см. выше. Но диагностику катушки провести при желании, конечно, можно. Особенно, если есть пара часов свободного времени и осциллограф в гараже. Если нет, тогда поступить можно гораздо проще. Народ работает народными методами, но мы, как часть народа, более подкованная технически, не рекомендовали бы так поступать. Обычно катушку проверяют просто — выворачивают свечу зажигания, одевают ее на центральный провод, приставляют к массе и прокручивают стартером двигатель. А то и вовсе без свечи. Проскочила искра — хорошая катушка. Нет искры или слабая искра — в багажник.

Правда, так можно вывести из строя совершенно здоровую катушку и половину системы зажигания, включая полупроводниковый коммутатор. Дело в том, что каждый лишний миллиметр и каждый лишний Ом в сопротивлении разряда — это непредсказуемая нагрузка на систему зажигания. Рациональнее для проверки состояния катушки воспользоваться омметром и по схеме подключения проверить сопротивление между выводами К и Б. Рабочая катушка покажет около 0,4 Ом. Вторичная обмотка проверяется измерением сопротивления на клемме Б и выводе высоковольтного провода. Значение для нормальной катушки — 5 кОм.

Лучший ремонт катушки — установка новой, не так уж дорого она стоит, а при ее поломке каждая минута может быть втрое дороже.

Что делать, если на Ваз 2109 пропала искра? Естественно без искры двигатель не заводится, поэтому решение этого вопроса должен знать каждый владелец Ваз 2109. Итак, основные причины того, что нет искры Ваз 2109 следующие: 1) Вышел из строя коммутатор Ваз 2109 2) Вышел из строя датчик Холла Ваз 2109 3) Порван ремень ГРМ Ваз 2109 4) Вышла из строя катушка зажигания Ваз 2109 5) Контактная группа замка зажигания Ваз 2109 6) Контакты крышки распределителя зажигания Ваз 2109 7) Неисправность в проводке(оторван или отгнил какой-либо из проводов электрической цепи замок зажигания-коммутатор-катушка зажигания-датчик Холла). Выше самые основные неисправности, из-за которых на Ваз 2109 нет искры. Давайте рассмотрим каждую из них по порядку. Сразу сделаем оговорку, что у Ваз 2109 должен быть заряженный аккумулятор, который вращает коленвал двигателя. Если у Вас стартер не крутит коленчатый вал двигателя Ваз 2109, то сначала добейтесь того, чтобы он его крутил, а потом ищите искру. 1) Чтобы проверить,что на Ваз 2109 исправен коммутатор его надо заменить на заведомо исправный.

Опытные владельцы Ваз 2109 знают, что коммутатор Ваз 2109 — не самая надежная деталь, поэтому всегда необходимо иметь в бардачке запасной коммутатор. Снимаем коммутатор под подозрением, ставим заведомо исправный. Пробуем завести — если завелась, значит дело в коммутаторе. Не завелась — ставим обратно старый коммутатор и ищем дальше. 2) Чтобы проверить датчик Холла его также лучше заменить на заведомо исправный, хотя существует методика проверки датчика Холла прямо на Ваз 2109.

Заменили датчик Холла и опять пробуем завести.Если искра появится, значит проблема была в датчике Холла. Если искра на Ваз 2109 не появилась, идем дальше. 3) Чтобы убедиться,что у Вас не порван ремень ГРМ снимаем крышку с распределителя зажигания и крутим коленвал стартером.

Бегунок распределителя зажигания должен крутиться. Если не крутится, меняйте ремень ГРМ. 4) Катушка зажигания выходит из строя довольно редко, поэтому её лучше проверить как указано здесь. Если проверка указывает на неисправность катушки зажигания меняем её и смотрим: искра появилась — значит дело в катушке, не появилась идем дальше. 5) Контактная группа замка зажигания также может быть причиной того, что нет искры на Ваз 2109. У меня была такая вещь: после двух дней на морозе, почему то провпала искра на Ваз 2109. Стартер бодро крутит, а искры нет. Заметил, что когда включаешь зажигание, питание системы зажигания есть на контакте Б катушки зажигания. Когда круить стартером, питание с контакта Б катушки зажигания пропадает. Вещь непонятная и сложно диагностируемая,надо мерять мультиметром или лампочкой напряжение между массой и контактом Б катушки зажигания. Чтобы прокрутить стартером, необходимо провернуть ключ зажигания и где-то в контактной группе замка зажигания нет контакта, поэтому при вращении стартера с систеы зажигания снимается питание. Лечится заменой контактной группы замка зажигания,либо следующим образом: Через кнопку с фиксацией вешаем +12В с аккумулятора на контакт Б катушки зажигания.

Нажали кнопку, +12В пошло на катушку и система зажигания будет запитана и при вращении стартера.

Появится искра, завели, кнопку Нажали опять, чтобы разорвать прямую цепь от аккумулятора к катушке. Если кнопку оставить нажатой, то Ваз 2109 не будет глохнуть при выключении зажигания. Данный метод вполне приемлем, как например в моем случае: машина Ваз 2109 стоит на морозе −20 градусов, и её надо завести. Менять контактную группу зажигания в данном случае не самое быстрое и удобное решение. Ничего плохого кнопкой от аккумулятора на катушку вы не сделаете. Когда будет время, можно спокойно сделать ремонт где-нибудь в гараже, а перемычку с кнопкой убрать в багажник и сохранить на всякий случай. 6) Вообще, когда не искры на Ваз 2109, это необходимо проверить в первую очередь. В первую очередь,если нет искры на свече зажигания Ваз 2109, то надо проверить есть ли искра с катушки зажигания.

Снимаем центральный провод с катушки зажигания , подносим на сантиметр к массе и крутим стартер. Если искра есть, то снимаем крышку с распределителя зажигания. Проверяем целостность резистора бегунка, чистим контак крышки распределителя зажигания.

7) Последняя проблема из-за которой на Ваз 2109 нет искры, это неисправности в проводке системы зажигания. Как правило, очень часто они видны невооруженным глазом: оторваны или оплавлены провода, плохо одеты разъемы коммутатора и датчика Холла. Но если визуально все в порядке, то определить неисправность можно только после прозвонки всех проводов системы зажигания мультиметром. Естественно пользоваться мультиметром умеют не все, так,что если описанные выше причины Вам не помогли найти искру на Ваз 2109, то просим помощи у автоэлектрика. На Главную.

Катушка зажигания является одной из деталей ВАЗ 2109-2108, из-за неисправностей которой может пропасть искра на свечах. Разумеется, в таком случае завести мотор просто не удастся, либо же он будет работать с перебоями, не развивая необходимой мощности. Заменить катушку своими руками очень просто и для этого ремонта понадобится минимум инструмента, а именно: пара трещоточных или обычных ключей на 8 и 10.

ключи для замены катушки зажигания на ВАЗ 2109-2108

Прежде чем приступать к замене катушки зажигания, необходимо обязательно отсоединить клемму «минус» от АКБ автомобиля. После этого снимаем центральный высоковольтный провод, который идет к трамблеру. Затем ключом на 8 откручиваем две гайки крепления проводов питания на двух выводах устройства. Более наглядно это продемонстрировано ниже:

открутить гайки проводов на катушке зажигания ВАЗ 2109-2108

И снимаем их с контактов. Обязательно запомните или промаркируйте провода, чтобы при установке подключить их также, как они стояли! После этого необходимо ослабить две гайки крепления корпуса катушки ВАЗ 2109-2108 к кузову автомобиля. Одна гайка находится с правой стороны и доступ к ней вполне нормальный:

gaj-katu

А вторая под площадкой аккумулятора, так что подбираться к ней не очень-то удобно. Но как говорилось выше, до конца откручивать их не нужно, достаточно немного ослабить — после чего катушка снимается со шпилек после небольшого смещения в сторону:

замена катушки зажигания на ВАЗ 2109-2108

Если есть необходимости в замене, покупаем новую катушку, цена которой для автомобилей ВАЗ 2109-2108 варьируется от 400 до 600 рублей в зависимости от типа модели и производителя. Установка производится в порядке, обратном снятию.

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.