Замена датчика положения коленвала lada 21101 (ваз 21101)

Транскрипт

1 Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) ДАТЧИК ФАЗЫ Датчик положения коленчатого вала (рис ) подает в контроллер сигнал частоты вращения и положения коленчатого вала. Этот сигнал представляет собой серию повторяющихся электрических импульсов напряжения, генерируемых датчиком при вращении коленчатого вала На базе импульсов опорного сигнала положения коленчатого вала контроллер генерирует импульсы управления форсунками и системой зажигания. ДПКВ установлен на крышке масляного насоса (рис ) на расстоянии около 1±0,2 мм от задающего диска коленчатого вала. Задающий диск объединен со шкивом привода генератора и представляет собой зубчатое колесо с 58 равноудаленными (6 ) впадинами. Для синхронизации два зуба отсутствуют. При вращении задающего диска вместе с коленчатым валом впадины изменяют магнитный поток в магнитопроводе датчика, наводя импульсы напряжения переменного тока в его обмотке Контроллер определяет положение коленчатого вала, сравнивая время между импульсами, и рассчитывает момент срабатывания форсунок и модуля зажигания. Провод ДПКВ защищается от помех экраном, замкнутым на массу через контроллер. При возникновении неисправности в цепи датчика положения коленчатого вала двигатель перестает работать, контроллер заносит в свою память код неисправности и включает лампу «СЕ», сигнализируя о неисправности. Снятие ДПКВ 1. Выключить зажигание. 2. Отсоединить провода от датчика. 3. Отвернуть винт крепления датчика к крышке масляного насоса и снять датчик. Установка ДПКВ 1. Прикрепить датчик к крышке масляного насоса винтом, затягивая его моментом Н.м. 2. Присоединить к датчику провода.

3 Понятно, что в погоне за экономичностью и экологичностью лучше оставить венец маховика в распоряжении стартера, а для датчика применить специальный зубчатый диск, у которого все рассчитано заранее шаг, скважность, число зубьев и т. п. Практически стандартными стали диски с 60 зубьями. А чтобы не городить огород с поиском начала отсчета, два зуба выбросили (подобные диски часто называют «60 минус 2»). На ВАЗ-2110, 2111, 2112 с распределенным впрыском такой диск расположен на шкиве привода генератора, а датчик положения коленвала на крышке масляного насоса. Сигналограмма датчика, подключенного к такому диску, приведена на рис. 4 заметим, что датчик начала отсчета становится не нужен. Начало отсчета там, где отсутствующие зубья нарушают форму сигнала. Рис. 1. Датчик положения коленвала: 1 сердечник; 2 обмотка; 3 кронштейн крепления; 4 постоянный магнит. На двигателях с фазированным впрыском (ВАЗ-2112, ЗМЗ-406) форсунки трудятся не «колхозом», а индивидуально. Чтобы помочь им соблюдать очередность, нужен Рис. 2. При изменении воздушного зазора меняется полезный поток через катушку, а вместе с ним и напряжение на ее выводах. ДАТЧИК ФАЗЫ Его основное конструктивное отличие от описанного выше заключается в том, что вместо катушки индуктивности использован элемент Холла, аналогичный применяемому в системах зажигания. Выводов у такого датчика три: (+), ( ) и «выход». Модуляция магнитного потока в магнитной системе датчика осуществляется точно так же, как и у его магнитоэлектрического коллеги. Но зачем все-таки понадобился «Холл»? (ХОЛЛА ЭФФЕКТ, возникновение в проводнике с током плотностью j, помещенном в магнитное поле H j, электрического поля (поля Холла), направленного перпендикулярно H и j, напряженность которого E х = R j H, где R постоянная Холла, зависящая главным образом от знака и концентрации носителей заряда. Холла эффект используется главным образом для исследования свойств твердых тел и в измерительной технике).

4 А вот зачем. Преимущество магнитоэлектрических датчиков в простоте. Источник питания им не нужен, а ломаться в них практически нечему. Однако, как уже отмечалось, амплитуда их выходного сигнала зависит от частоты вращения коленвала. Следовательно, существует нижняя предельная частота вращения, при которой уровень выходного сигнала становится слишком мал компьютер может его «не разглядеть». (Подобная проблема знакома по системе зажигания ГАЗ ) А поскольку распредвал вращается медленнее, чем коленвал, этот недостаток становится первостепенным. Кроме того, процессору гораздо приятнее работать с «красивым» цифровым сигналом, напоминающим картинку из учебника, его не надо ограничивать по амплитуде, выравнивать по фронтам и т. п. Именно такие сигналы вырабатывает «Холл». Рис. 3. Снимаем сигнал с маховика: датчики начала отсчета и угловых импульсов работают «на пару». 1 маховик; 2 реперный штифт маховика; 3 ДНО; 4 ДУИ; 5 картер сцепления; 6 зубец венца маховика; 7 венец маховика. На вазовских 16-клапанниках датчик фазы, определяющий момент конца такта сжатия в 1-м цилиндре, установлен с левой передней стороны головки цилиндров. Он реагирует на вращение стального диска с прорезью, соосного с впускным распредвалом. Длительность сигнала пропорциональна величине прорези, а амплитуда зависит только от напряжения питания (рис. 5). При отказе датчика фазы ничего страшного не произойдет просто двигатель начнет работать не в оптимальном режиме. Зато датчик положения коленвала «первая скрипка» подкапотного оркестра: при его отказе двигатель полностью теряет «ориентацию» и тут же смолкает. Рис. 4. Когда из 60 зубьев два отсутствуют, стройность сигнала нарушается это и есть «начало отсчета». В заключение попробуем разобраться, где что установлено и что чем можно заменить. Индуктивные датчики типа (фото 1) трудятся практически на всех карбюраторных моторах с микропроцессорными системами зажигания от вазовских до «москвичовских». На всех таких двигателях есть по два одинаковых датчика ДНО и ДУИ. Тот, что с индексом (фото 2), сделан для семейства ВАЗ-2110 и отличается от предыдущих исполнением разъемного соединения, сечением сердечника, ориентацией фланца и длиной посадочной части, диаметр которой остался без изменений. ДС-1 (фото 3) ориентирован на ГАЗ и имеет вынесенную из корпуса трехштыревую вилку соединителя. (Третий его вывод для присоединения экрана, охватывающего два основных вывода.) Прототипом этого датчика стал «бошевский» (фото 4). С точки зрения электрика, все эти изделия в принципе взаимозаменяемы, однако конструктивные различия делают такую замену неоправданно сложной.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.